Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Наташа Васильева-Халл: «Виктор Цой любил фотографироваться, умел и понимал, зачем это нужно группе «Кино» и ему лично»

В коммунальной квартире на Васильевском острове фотографа Наташи Васильевой-Халл бывали Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Майк Науменко. Становление мастодонтов отечественной рок-музыки того времени ей удалось запечатлеть навсегда. 19 мая, в 18:00, на Книжном салоне фотограф представит свою новую книгу о группе «Кино»

– Наташа, как начался ваш путь в фотографии?

– Очень просто. Мне в 15 лет мама подарила фотоаппарат Смена-8. Ни о каком рок-н-ролле я тогда даже не думала, слушая американского певца Дина Рида. Папа у меня любил фотографировать. По воскресеньям, когда у него было свободное время, он проявлял пленочные фотографии, а затем вместе с ним мы их раскладывали и сушили на газетах. Меня этот процесс очень занимал, смотришь на фото, а на нем внезапно кот наш появляется или я. Интересно! Когда я взяла в руки фотоаппарат, я делала снимки буквально всего, что видела вокруг. Мне это очень нравилось. Потом уже наступили студенческие годы, я поступила в Ленинградский государственный институт Культуры им. Н. К. Крупской. На одном из студенческих выездов я увидела парня, который исполнял на гитаре песню The Beatles. К тому моменту я уже слушала и любила западную рок-музыку. Поэтому мы, конечно, подружились с ним. Он играл в рок-группе «Союз любителей музыки рок». Однажды он пригласил меня на репетицию группы «Большой Железный Колокол». Как только я услышала живые барабаны, живой бас... Это меня по-настоящему пронзило! До этого момента я никогда не слышала рок-музыку вживую. Я стала фотографировать сначала ребят из группы, потом их друзей, знакомых, и так постепенно знакомилась с миром рок-н-ролла. Так что можно сказать, что свой первый снимок я сделала в 1973 году. На тот момент это была рок-группа «Россияне».

Со временем со многими ребятами мы подружились, включая еще малоизвестного на тот момент молодого Бориса Гребенщикова, который часто сидел у меня на кухне в квартире на Васильевском острове. Здесь он давал свои первые концерты для 15-20 человек. Кстати, в 1977 году мы вместе с Борисом Гребенщиковым придумали концепцию самиздатского журнала «Рокси», редактором которого я была некоторое время.

В какой-то момент народу на моей кухне стало очень много, и как следствие – много желающих получить заветную фотографию. Тогда я поняла, что нужно печатать получившиеся снимки и продавать. В конце концов, я выбрала путь фотографа вполне осознанно, и это была моя работа. Тем более, круг общения расширялся с невиданной скоростью. В 1981-м году в городе открылся Ленинградский рок-клуб. Мне выдали членский билет. Здесь у меня появилась возможность продавать свои фотографии перед концертами.

– Как вы познакомились с музыкантами группы «Кино»?

– Особенным наше знакомство назвать нельзя. Первые снимки группы я сделала в 1982 году, а конкретно с Виктором Цоем мы стали более плотно общаться после личного знакомства на их концерте в Ленинградском рок-клубе в феврале 1983 года. Мы тогда поехали праздновать день рождения Всеволода Гаккеля (виолончелист группы «Аквариум». – Ред). Он в то время работал сторожем в одном из профессионально-технических училищ. Говорю об этом, и сразу вспоминается песня группы «Аквариум» – «Поколение дворников и сторожей». Так вот он устроил праздник ночью в фойе этого училища. В принципе логично – сторож, ключ, ночь... Все в лучших традициях: на столах газеты, на газетах хлеб, колбаса, спиртное, много знакомых и приятелей из музыкальной тусовки. Я пришла, прихватив с собой свой фотоаппарат «Смена-8». На нем для каждого нового кадра приходилось вручную перещелкивать затвор. Я, уже будучи в экстазе от всего происходящего, нажала на затвор, чтобы сделать снимок, за ним последовал еще один, потом еще... Вернувшись домой, я решила проявить пленку, оказалось, что она оторвалась сразу после первого кадра. Обидно было.

На этой встрече мы и познакомились с Виктором Цоем лично. Он мне всегда нравился. «В тамбуре холодно и в то же время как-то тепло...» – строчка из моей любимой песни «Электричка». Многие меня спрашивают, в чем секрет творчества Цоя и его группы. Отвечаю – в близости. Он затрагивает душу каждого человека, кто его слушает. При встрече с ним я ему сразу сказала о своей любимой песне, на что он ответил, что группа «Кино» тоже его любимая. Конечно, посмеялись.

– Он любил фотографироваться?

– Во-первых, да, действительно любил фотографироваться, умел и понимал, зачем это нужно ему и группе. Во-вторых, хочу отметить, что все мои фотографии группы «Кино» сделаны не потому, что я просто приходила на очередную тусовку с участием ребят и веселья ради их фотографировала. Нет. Каждый кадр – работа. И мне, и музыкантам было сразу понятно, что мы делаем фото для будущего промоушена. Да, это все время и силы, но мы понимали, что это для пользы дела. Да, были встречи ради веселья и тусовки, но тогда я не фотографировала. Например, во время съемок фильма «Асса» на «Мосфильме» я проводила время с ребятами, оставив фотоаппарат в стороне.

– Не считаете, что упустили важный эпизод из жизни группы?

– Нет, мне важно, что я провела с ними время тогда, общалась и делилась эмоциями. К тому же моей коллекции фотографий группы, а она насчитывает больше 300 снимков, хватит на несколько книг, плакатов и буклетов.

– Кстати, о книге. Расскажите о предстоящей презентации на Книжном салоне издания «Виктор Цой и группа «Кино». Фотографии. Воспоминания». О чем она?

Идея издания такой книги витала в воздухе. Мне повезло в редактором – с Татьяной Чурсиной из издательства «АСТ». Она прониклась работой над книгой, профессионально к ней подошла. Например, обложка для книги – это ее выбор, и я очень горжусь этим. Потому что это первая книга о группе «Кино» с групповой фотографией. Если обратите внимание на предыдущие издания на обложке только Виктор Цой. Но я абсолютно убеждена, что он ничего бы не добился сам, если бы не встретил этих ребят: Юрия Каспаряна, Георгия Гурьянова, Сашу Титова, потом Игоря Тихомирова. Именно эта группа людей создала феномен, которым сегодня принято называть «Кино».

Эта книга ни в коем случае не претендует на то, чтобы представить объективную информацию об истории группы или перечислить все их альбомы. Это мои впечатления, мои воспоминания об общении с музыкантами. Единственное, что делает ее объективной, – это как раз фотографии в ней.

Кстати, это моя четвертая книга об этой группе и шестая по счету в моей карьере в качестве писателя. Первая вышла еще в 90-е годы и была посвящена группе «Аквариум». Затем в виде самиздата в свет вышла книга «Незнакомое кино», а затем – «Незнакомое кино. Часть вторая». В них представлена часть фотографий группы из моей коллекции. Третьей стала книга «КИНОхроники подполья», которая вышла в 2012 году в издательстве «ЭКСМО».

– Каким человеком вы запомнили лидера группы «Кино»?

– После смерти Виктора Цоя на экраны вышел фильм Алексея Учителя «Последний герой». Очень мрачная картина, которую я вообще не люблю. Знаете, этот фильм в буквальном смысле гвоздь, который вбили в крышку гроба музыканта. Все, последний герой ушел, получите, распишитесь, закопайте.

Именно после выхода этого фильма, в СМИ и в обществе в целом стал распространяться образ Виктора Цоя как человека неразговорчивого и мрачного. При этом я совершенно точно знаю, что он не был мрачным и уж точно много и хорошо разговаривал, смеялся от души, был искрящимся изнутри человеком. А вот этот миф про грустного и мрачного музыканта пустили на тот момент уже бывшие советские журналисты, которые получили возможность общаться с Виктором Цоем, но о нем самом и рок-музыке как таковой не знали ничего от слова совсем. Они задавали абсолютно глупые вопросы, и кроме смеха на них по-другому невозможно было реагировать. Витя так и делал.

– Наташа, как вы узнали о смерти Виктора Цоя? Где были в тот момент?

– Утром 15 августа 1990 года я завтракала у себя дома. Мне позвонили и сказали, что Цой умер. Я не поверила, мало ли кто что сказал? В конце концов, до этого хоронили каждого третьего рок-музыканта в стране. Я благополучно доела свой завтрак, а затем последовал звонок от журналистов, которые попросили фотографию для некролога в газету. Тогда я, конечно, осознала, что это правда. Я не думаю, что это чья-то злая воля или происки КГБ. Но его уход из жизни не случайность, а одно из тех явлений, которые поворачивают ход истории.

Закрыть