Сотовые вышки не опасны, а одолеть мошенников поможет смартфонное приложение
В Центре управления регионами прошла встреча с вице-губернатором Петербурга Станиславом Казариным. Темой обсуждения были выбраны санкции, вернее, их влияние на сферу информационных технологий. Петербург по праву считается любимым городом айтишников, поэтому «отток мозгов» скажется на нем весьма болезненным образом. Но оттока не будет, заявил Казарин, по множеству причин.
Отношения с IT-гигантами из Штатов и Европы действительно были разорваны, но 99 процентов населения не заметят изменений, отметил вице-губернатор. Уже есть отечественные аналоги операционных систем, графических редакторов, офисных программ, все они используются органами государственной власти довольно успешно. Работают не одиночные разработчики, а целые профессиональные команды. Единственное направление, которое слегка тормозит, – это инженерное проектирование, но теперь, когда наши программисты знают, в какую сторону им стоит развиваться, они бросят все силы на достижение результата.
Одним из первых указов президента после 24 февраля стал указ о мерах поддержки специалистов IT-отрасли. Во-первых, они могут получить льготную ипотеку по спецставке. Во-вторых, кредиты на открытие своего бизнеса. В-третьих, сами программисты люди неглупые и понимают, что пятимиллионный город даст возможность творить и жить в комфорте.
«Да, исход айтишников из Петербурга наблюдался, и в соцсетях его подавали как настоящее бегство, – отметил Казарин, – но вскоре выяснилось, что никакого бегства на самом деле не наблюдается. Зато в Петербурге действует огромная масштабная программа по финансированию IT-разработок: только в нашем городе объем государственных заказов оценивается в два миллиарда, а скоро увеличится еще на один миллиард». Например, в городе давно действует портал «Наш Санкт-Петербург» – усовершенствованная книга жалоб, где можно рассчитывать на скорую отработку 70 процентов обращений. Две трети проблем решают за неделю, максимум за месяц, и только одна треть – за больший промежуток времени, потому что там объем работ уже таков, что требуются большие затраты, инвестиции, а значит – торги и прочая бюрократия. Но без внимания не остается ничего. Недавно книга жалоб была модернизирована в сервис «Я здесь живу», и с его помощью можно не только жаловаться, но и предлагать. Скоро его предполагают расширить с помощью сервисов «Я пассажир», «Я родитель», «Я водитель» – и для всей этой работы понадобятся программисты.
Во время горячей линии петербуржцы присылали на страничку правительства города свои вопросы, и одним из них стал вопрос о вышках сотовой связи, которые по-прежнему внушают страх.
«С одной стороны, людям требуется хороший интернет, без которого ни одна из программ не будет работать, а с другой, – они боятся электромагнитного излучения. Но мы-то знаем, что жалоб на плохое качество связи гораздо больше, чем на опасно расположенные вышки», – заметил Казарин.
Проблемы с телекоммуникационными башнями, конечно, есть. Во-первых, из-за санкций возникли сложности с закупкой определенного вида оборудования, но уже в сентябре город начнет заменять европейское оборудование азиатским. Во-вторых, перемещать вышки, даже если на них жалуются, нецелесообразно, так как демонтаж приведет к тому, что оборудование заново не запустится. Станислав Казарин отметил, что в фракция «Единой России» в Заксобрании создала рабочую группу, которая будет разбирать все новые заявки на размещение вышек сотовой связи: где и как оператор получил разрешение, есть ли альтернатива, словом, пойдет работа на упреждение жалоб как таковых. Кстати, в России законодательство по этой части жестче, чем в Америке и Европе.
Всем радиофобоам еще раз объяснили: чем меньше в городе вышек и соответственно чем дальше расположены базовые станции, тем сильнее приходится напрягаться мобильному устройству, прижатому непосредственно к уху пользователя. Больше станций – меньше излучения. А антенны на крышах башен никогда не направляются в сторону непосредственно жилых домов, потому что их размещение жестко контролируется Роспотребнадзором.
Еще одна проблема, больно бьющая по карману простых людей, – телефонное мошенничество, решается программой, которая идентифицирует телефонные номера. Кстати, с началом спецоперации количество мошеннических действий резко упало: может быть, потому что криминальные колл-центры были расположены на территории «той самой страны, где сейчас проходит спецоперация». Тем не менее, следует соблюдать «цифровую гигиену»: во-первых, поставить на телефон программу, которая будет идентифицировать звонивших по имени: как оно записано в чужих записных книжках, во-вторых, не лениться самим записывать в свою книжку номера выявленных мошенников. И тогда, если вы поймете, что номер принадлежит мошеннику, об этом будете знать не только вы, но и все пользователи программы.