Предприниматель Елена Кириленко об импортозамещении: «Времена глобализации немного нас избаловали»
Как дополнительное финансирование медицинских учреждений поможет бизнесу, эксперт рассказала в беседе с «Петербургским дневником».
– Российский бизнес оказался в условиях самого масштабного санкционного давления за последние 30 лет. Как сфера вашей работы переживает эти изменения, как уже изменился механизм работы?
– Изменения есть однозначно. С одной стороны, декларируется, что медицинская техника и медицинские изделия – это социально значимая продукция, поэтому никаких ограничений на работу с ней не последует. С другой – мы столкнулись с тем, что ряд зарубежных производителей принимают для себя внутренние ограничения на работу в России. К примеру, одна из компаний попросту отказалась поставить нам товары, заказанные еще в декабре прошлого года. Также возникла проблема с поставкой комплектующих запчастей от партнера, с которым мы сотрудничали много лет.
К сожалению, в этой ситуации никаким параллельным импортом завезти их не удастся: все запчасти поставляются с серийными номерами под конкретное оборудование. Сейчас вместе с сервисной службой мы пытаемся найти решение по этим вопросам. По ряду продукции серьезно выросли цены, в том числе на оборудование российского производства, которое содержит значительную долю иностранных комплектующих.
– На ваш взгляд, сегодняшнее санкционное давление на Россию превысит ситуацию 2014 года?
– С одной стороны, я пытаюсь оптимистично смотреть на многие процессы, и как говорят эксперты: любой кризис – это новые возможности. С другой стороны, ситуация жесткая, наверное, более тяжелая, чем в 2014 году. Опять же, мы не опускаем руки и стараемся искать решение этих проблем.
– Медицинский бизнес с начала пандемии коронавируса оказался под пристальным вниманием государства. Какие меры поддержки от города и федерального центра предусмотрены сейчас?
– Да, медицина находится под пристальным вниманием, но особых мер поддержки мы пока не увидели. Хотя некая косвенная помощь была бы очень кстати. В случае, если медицинские учреждения получат больше финансирования на техническое обслуживание и ремонт оборудования, у нас появится больше работы. Я хочу сказать, что мы просим не подачки и деньги – мы просим обеспечить нас работой. А для этого у медицинских учреждений должны быть финансовые возможности.
В рамках Клуба лидеров мы регулярно проводим сессии, посвященные эффективным инструментам поддержки бизнеса. На одном из них присутствовали председатель Комитета по промышленной политике Кирилл Соловейчик и вице-губернатор Алексей Корабельников. Мы обсудили возможные меры и направили свои предложения. Такие встречи также проводятся в рамках «Деловой России» на федеральном уровне. Здесь мы обсуждаем инициативы по импортозамещению как наиболее актуальному сейчас вопросу. В текущих условиях изоляции это направление необходимо развивать крайне активно.
– Если говорить о медицинской сфере, насколько быстро это возможно? Какой минимальный срок?
– Оно возможно, но потребуется не меньше года – полутора, чтобы ощутимые результаты были видны. Понимаете, специфика сложного и высокотехнологичного оборудования заключается в том, что, если в нем есть хотя бы один маленький датчик или микросхема иностранного производства, которые нельзя купить там, где возможно было раньше, наличие остальных комплектующих российского производства уже не важно… Оборудование невозможно будет выпускать. Многие предприятия сейчас озадачены этим вопросом. Времена глобализации немного нас избаловали: мы четко понимали, что можем что-то купить, каналы поставок были налажены. Сейчас нужно переориентироваться на азиатский рынок. Однако всю работу придется налаживать с точки зрения и логистики, и стоимости товаров. Задача решаемая, но очень непростая.
– С кем из стран хотелось бы наладить более тесный контакт, какие перспективные рынки зарубежного развития открыты для вашего бизнеса?
– В нынешние времена говорить о стабильности рискованно. Ситуация меняется каждый день. Наверное, с точки зрения поставок, нужно выходить на внешние рынки постсоветского пространства. Этот вопрос будет зависеть от того, насколько хорошо будет поставлено импортозамещение. Ведь предлагать свою продукцию можно только тогда, когда она производится системно, в необходимых объемах. С точки зрения закупок оборудования, мы активно рассматриваем предложения с азиатского рынка, ведем переговоры с партнерами из Ирана – у них интересная продукция, которую даже зарегистрировали в России. Так что альтернативы есть.
– В чем вы видите преимущества этого нового санкционного периода для страны? А что, напротив, затормозит некоторые механизмы развития бизнеса в стране и Петербурге, на ваш взгляд?
– Я, например, все больше смотрю в сторону развития сервисной службы, в том числе открытия испытательной лаборатории и других новых направлений. Сейчас мы с белорусскими партнерами рассматриваем возможность запуска совместного производства – под это тоже можно получить финансирование. Если раньше мы над этим просто размышляли, а приоритеты расставляли по-другому, то сейчас пришло время заниматься этими направлениями более активно.
Конечно, бизнес сейчас испытывает огромные трудности. Большинство компаний столкнулись с проблемами логистики, закрываются предприятия, люди остаются без работы… Уходят привычные нам товары и услуги – те же компьютерные программы. А когда мы лишаемся того, к чему привыкли, то, безусловно, начинаем испытывать дискомфорт. Но и к этому нужно относиться как к новым возможностям, искать замену и двигаться вперед.
Я хочу посоветовать коллегам-предпринимателям не опускать руки, искать новые возможности и обязательно объединяться. В тех объединениях, в которых я принимаю участие, люди уже берутся реализовывать совместные проекты и инициативы. И это здорово!