«Мы готовы оперативно заменить иностранную продукцию»: институт «Электрон» – об арктических проектах и импортозамещении
– Екатерина, ваше предприятие внесло исторический вклад в развитие советской, а затем и российской фотоники. Над какими значимыми проектами вы работаете сейчас?
– Действительно, за время существования предприятия была проделана огромная работа – от развития отечественного телевещания до космических программ. Мы гордимся нашими разработками. Наши приборы – фотоприемные датчики – это «глаза» телевизионных камер, которые используются повсеместно и которые мы продолжаем совершенствовать.
Если говорить конкретнее, то на сегодняшний день существует несколько производимых групп изделий. Одно направление – твердотельные фотоприемные датчики линейного и матричного типа. На их базе собираются специальные модули и камеры разных спектральных диапазонов – от ультрафиолетового до инфракрасного в зависимости от задач. Это может быть, например, круглосуточное видеонаблюдение, мониторинг состояния ЛЭП, проведения сельскохозяйственных работ или ледовой обстановки. Они выгодно отличаются компактными габаритами, незначительным энергопотреблением, высокими механо-климатическими и надежностными характеристиками.
Второе направление – вакуумные фотоприемники. Их используют в фотометрии, спектрометрии, экологии и ядерной физике, а также радиационно-стойкий видикон ЛИ-501.1МК, которым оснащены все радиационно-стойкие видеокамеры на атомных электростанциях России. На сегодняшний день эти изделия по-прежнему востребованы из-за непревзойденных радиационно-стойких характеристик.
Совмещение видимого и ультрафиолетового диапазона позволяют видеть картинку одновременно в двух (в видимом и УФ) диапазонах. У нас есть уникальная разработка гибридного устройства, по сути, электронно-оптический преобразователь пятого поколения. Благодаря ему в ближнем инфракрасном диапазоне (ИК) удалось увеличить дальность обнаружения объектов до 20 километров. Он отлично «видит» круглосуточно, в том числе в условиях сниженной видимости при тумане или дымке. Такие камеры используются в дефектоскопии и криминалистике, на беспилотных летательных аппаратах, для наблюдения в морских портах и аэропортах, а также в суровых арктических условиях.
– В свое время ваше предприятие активно работало на космическую отрасль. Может ли сегодня параллельной космосу стать, например, арктическая повестка, учитывая, что у вас есть разработки для этой сферы, а сам НИИ является участником Научно-производственного арктического кластера Санкт-Петербурга?
– Освоение Арктики сегодня крайне актуально. Арктические проекты активно развиваются, концентрируя интересы все большего числа компаний, которые могут стать нашими потенциальными заказчиками. «Глаза» нужны всегда и везде – это и нефтегазовая отрасль, и транспортная система, и энергетика, и морская инфраструктура, и экология, и наука. За предыдущие годы сотрудничества с космической отраслью у нас накопился определенный задел конструктивно-технологических решений, который мы намерены применить и в данном направлении. Именно поэтому мы включились в работу Научно-производственного арктического кластера, который успешно развивает Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики.
ЦНИИ «Электрон» инициировал кластерный проект – универсальную телевизионную камеру, способную работать в экстремальных условиях. Она имеет максимально разносторонние области применения, но наиболее востребованными направлениями мы видим мониторинг ледовой обстановки, круглосуточное наблюдение, в том числе с помощью воздушных судов и беспилотных летальных аппаратов. Кроме того, можно обеспечивать видеонаблюдение в арктических аэропортах и портах или на морских судах, курсирующих по Северному морскому пути. Для каждой конкретной задачи планируется адаптация системы под специальные условия.
Над этим проектом в рамках кластера мы работаем вместе с петербургскими компаниями ПАО «Интелтех» и АО «НЦ ПЭ», которые занимаются разработкой комплексов беспилотных летательных аппаратов, программного и картографического обеспечения, печатных плат, а также других сопутствующих систем.
– Поддерживает ли город ваши изыскания и проекты?
– Да, со стороны города осуществляется хорошая поддержка. Так, Комитет по делам Арктики организует презентационные сессии с потенциальными и крупными заказчиками, на которых мы можем рассказать о своих продуктах, разъясняет правила предоставления субсидий на реализацию кластерных проектов, предоставляет возможность участия в крупных международных и межрегиональных конгрессно-выставочных и деловых мероприятиях. Все это очень помогает в продвижении кластерного проекта.
Вместе с тем мы вступаем в кооперацию с другими предприятиями кластера. С АО НИИ «Масштаб» работаем над проектом «IP-видеокамера с интегрированной технологией искусственного интеллекта и центральным процессором отечественной разработки» на базе КМОП-датчика, разрабатываемого АО ЦНИИ «Электрон». Сотрудничаем в рамках новых совместных кластерных проектов с ЗАО «Институт телекоммуникаций».
– Есть ли еще какие-то интересные проекты, над которыми вы работаете?
– Да, это еще один арктический проект. Для него мы видим хорошие перспективы – создание передвижной лаборатории для обнаружения неизвестных захоронений в Арктике, так называемых моровых полей или скотомогильников, которых, увы, на Севере немало. При перегонах тех же оленей неизбежно умирают больные животные, которых никто не хоронит – их просто заметает снегом. Это серьезная проблема экологического характера, над которой мы также планируем работать совместно с коллегами в рамках Арктического кластера на предмет возможной кооперации при создании передвижной экспресс-лаборатории, для безопасной выемки проб грунта.
– Вы рассказывали о высокотехнологичных разработках, которые требуют серьезных ресурсов. Насколько ваши проекты сегодня независимы от импортных комплектующих, материалов и технологий? Сказывается ли санкционная политика на вашей деятельности и есть ли альтернативные пути решения возникающих сложностей?
– До недавнего времени все передовые разработки действительно были рассчитаны на частичное использование импортных комплектующих. Исторически сложилось, что в некоторых вопросах западные коллеги технологически добились лучших результатов. Например, некоторые иностранные разработки имеют меньшие габариты при более высоких технических характеристиках.
Само собой, текущая ситуация данный вопрос заметно изменила. Если мы говорим про камеру на базе электронно-чувствительной КМОП матрицы, которая готовится для использования в Арктике, то ее структура пересмотрена в сторону использования отечественных компонентов. Здесь нам, опять же, помогает сотрудничество в рамках Арктического кластера. Собственно, кооперация с петербургскими коллегами изначально подразумевала процесс импортозамещения – это одна из составляющих этого партнерства, например, в сфере программного обеспечения и печатных плат. Это все отечественные составляющие. Кроме того, в России много предприятий, которые могут оперативно решить вопрос с импортозамещением комплектующих по отдельным направлениям. Например, наш проект по созданию передвижной лаборатории для Арктики полностью независим от иностранных комплектующих.
Однако есть очень специфические компоненты или критические производственные позиции, которые все-таки приходится заказывать извне. С нашей точки зрения, тут была бы кстати помощь государства в плане технологического переоснащения таких производств. Еще одна актуальная задача – наладить производство средств производства: тут тоже очень большое поле для работы по импортозамещению.
– Многие предприятия сегодня переключают внимание на восток. Актуальны ли внешние рынки для вас или основные силы сосредоточены на развитии отечественного направления?
– Поскольку ЦНИИ «Электрон» является разработчиком и одновременно производителем первостепенной компонентой базы, то текущая ситуация дает новые возможности – шанс заметно увеличить долю рынка за счет замещения импортных систем. Потенциальные партнеры и заказчики в нашей стране готовы переключаться с импортного оборудования на нашу продукцию, а потому основной задачей является расширение предлагаемой номенклатуры. Если есть потребность и понятные технические характеристики – мы готовы оперативно заменить импортные аналоги.
Что касается внешних рынков, то из-за специфики продукции традиционно процент экспорта ЦНИИ «Электрон» был невысок. Теперь же у нас есть реальная возможность расширить эту составляющую. Нашей продукцией уже интересуются страны ЕАЭС. В целом, несмотря на возникшую ситуацию, продолжается активная работа с разных сторон – появляются новые логистические цепочки, выстраиваются новые взаимоотношения. Все это подстегивает отечественные предприятия к развитию, и ЦНИИ «Электрон» тут не исключение.