Яндекс.Метрика
  • Светлана Дягилева

Андрей Рудской: адресное увеличение бюджетных мест и контроль за трудоустройством выпускников поможет справиться с «кадровым голодом»

По словам ректора Политехнического университета, необходимо вернуться к системе производственной практики

Правительство России принимает меры, чтобы обеспечить подготовку востребованных высококвалифицированных специалистов в разных регионах России и ускорить импортозамещение. В вузах ежегодно увеличивается количество бюджетных мест, появляются новые направления подготовки, что делает высшее образование в нашей стране более доступным.

Отмечается, что приоритет при распределении бюджетных мест на 2023/2024 учебный год отдается региональным вузам. Именно они получат 73 процента от общего числа.

«Всего в 2023/2024 учебном году бесплатное обучение смогут начать свыше 590 тысяч студентов. Наибольшее количество предусмотрено по инженерным и техническим направлениям подготовки – 245 тысяч мест. На втором месте – педагогические науки. На них выделено более 75 тысяч мест. Также в топ-3 вошли общественные и медицинские направления. По ним между вузами распределено более 68 тысяч и 53 тысячи бюджетных мест соответственно. Упор делается на специальности для скорейшего импортозамещения и достижения научно-технологического суверенитета России», – отметил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко.

При этом сейчас в стране особое внимание уделяется подготовке кадров для цифровой экономики. На 2023/2024 учебный год вузам установлено 160 361 бюджетное место. Из них 112 993 – направлены в регионы.
По словам экспертов, увеличения числа бюджетных мест по разным направлением подготовки нацелено, прежде всего, на ускорение импортозамещения. Кроме того, этот процесс поможет справиться с так называемым кадровым голодом в различных сферах экономики.

Как отметил в беседе с «Петербургским дневником» ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской, прежде всего, необходимо понять, какой процент выпускников вузов идет работать по специальности, которую он получил.

«Сейчас нам необходимо обозначить причины существования кадрового голода. Нужно отработать нормальный механизм контроля за трудоустройством выпускников, но ни в коем случае это нельзя вешать на вуз. Этим должна заниматься особая правительственная организация на федеральном уровне, которая бы рассматривала весь спектр выпускников вузов разных подчинений. В таком случае дефицит кадров спадет. Я не говорю об обязательном распределении после вуза, но все, кто учился на бюджете, должны отдать дань государству за то, что оно оплатило их образование. Это морально-этическая норма для выпускника», – сказал Рудской.

Он также отметил, что правительство очень правильно подходит к увеличению бюджетных мест: оно должно быть адресным.

«Нужен анализ экономики, четкая работа с отраслевыми министерствами. Опираясь на региональные и федеральные вузы, необходимо адресно смотреть, по какому именно направлению увеличивать количество бюджетных мест, чтобы покрыть нужды экономики и промышленности», – сказал ректор Политехнического университета.

Он добавил, что помимо увеличения бюджетных мест, необходимо эффективное обеспечение материально-технической базы, создание лабораторий для проведения практикумов для студентов, чтобы они могли еще во время учебы погружаться в специфику будущей профессии.

«Также необходимо узаконить обязательные производственные практики. Сейчас бывают ситуации, когда частные предприятия требуют от вуза денег, чтобы студенты прошли на этом объекте практику. Это в корне неправильно. В Советском Союзе система производственных практик была прекрасно развита, поэтому не нужно изобретать велосипед, можно просто воспользоваться старыми добрыми наработками», – сказал Андрей Рудской.

Также он уверен, что при предприятиях необходимо создавать учебно-технологические центры, в которых студенты последних курсов могли бы проходить подготовку и адаптироваться к реальным условиям работы в промышленном секторе.

«Это очень эффективный метод. Как показывает практика, после такого сотрудничества, почти 100 процентов ребят после окончания вуза остается работать на производстве, где они проходили подготовку», – заключил ректор Политехнического университета.

Закрыть