Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Российская национальная библиотека: «Андрей Богданов стал первым летописцем истории Санкт-Петербурга»

В Российской национальной библиотеке открылась выставка, посвященная первому летописцу Санкт-Петербурга Андрею Богданову. Каким был город в то время, почему его название писалось слитно и как создавался труд, рассказала главный библиограф информационно-библиографического отдела Александра Андреева
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

– Александра Николаевна, скажите, действительно ли фигура Андрея Богданова настолько важна, что его имя вынесено даже в заглавие выставки «У истоков отечественного краеведения: первый летописец истории Санкт-Петербурга Андрей Богданов».

– Конечно! Он во многом был первым. Именно Андрей Богданов составил описание новой столицы России на русском языке. Это было первое в стране краеведческое издание с историко-географическим описанием и разнообразными сведениями о состоянии города. Именно в таких сведениях в связи с административными реформами Екатерины II очень нуждались чиновники того времени.

Кстати, этот первый справочник и путеводитель – «Историческое, географическое и топографическое описание Санктпетербурга, от начала заведения его, с 1703 по 1751 год, сочиненное г. Богдановым...» можно увидеть на нашей выставке.

По сути, Андрей Богданов написал первую петербургскую энциклопедию, куда включил официальные данные, документы и свидетельства современников, сведения по географии, топонимике, застройке, административной структуре и населению. Кроме того, в издание включено более ста иллюстраций, что придает ему особую ценность.

– А что сегодня нам известно о пионере краеведения, который вышел из семьи мастерового и стал, как позже назвали его, «одним из первых истинных петербуржцев»?

– В биографии автора первого исторического описания Петербурга Андрея Ивановича Богданова немало белых пятен. Известно, что родился он в Москве в 1692 году. Позже его отца, пороховых дел мастера, перевели в Петербург. В 1712 году, когда тот постарел и, как писали в то время, «работу отправлять не мог», Богданов занял его место. А 19 августа 1719 года указом Петра I он был определен «в службу к типографскому художеству» на должность «батырщика» – специалиста по накатыванию краски на шрифт в Санкт-Петербургскую типографию при Синоде.

В 1727 году после передачи «гражданской» части типографии в Академию наук, он был переведен на службу печатником («тередорщиком») в академическую типографию. Но даже накладывая листы бумаги на печатный станок, Богданов стремился к изучению нового. Поэтому спустя три года по собственному прошению он был определен в библиотеку Петербургской Академии наук.

Имея скромное звание «помощника библиотекаря», Андрей Иванович занимался пополнением фондов печатными изданиями, описывал поступившие в библиотеку рукописи, например собрание Феофана Прокоповича или материалы, поступившие в библиотеку после опалы одного из сподвижников Петра I Андрея Остермана.

В круг научных интересов Богданова входили лингвистика и фольклористика, география и история. Несмотря на то что он был выходцем из народа, его по праву можно считать представителем первого поколения русской интеллигенции, первым русским библиотекарем-профессионалом и первым книговедом.

– Но «Описание» Петербурга занимает в перечне его трудов особое место?

– Работая в библиотеке, Богданов собирал сведения о строительстве Петербурга, изучал архивные документы, опрашивал оставшихся в живых свидетелей петровской стройки. Этот труд занял у него около двадцати лет и был завершен в 1751 году представлением рукописи в Академию наук.
Андрей Богданов проделал поистине гигантскую работу. Представьте только, в его распоряжении не было ни одного завершенного сочинения или систематизированного свода сведений о Петербурге.

Удивление и уважение вызывает и тот факт, как ему удалось «вписать» эту работу в свой плотный график, который определялся множеством служебных обязанностей и весьма скромным жалованьем, всего 96 рублей в год.

– Историки свидетельствуют, что Богданов относил строительство Санкт-Петербурга к числу «важнейших дел» Петра I. И отмечал, что развитие города шло интенсивно. Есть конкретные примеры?

– За 48 лет, с 1703 года по 1751 год, развитие нового русского города, согласно Андрею Богданову, шло необычайно интенсивно. И что интересно: он стремился не только описать современный ему Петербург середины XVIII века, но и воссоздать его прошлый облик.

Такое сравнение он делал для того, чтобы ясно показать «разность между прежним и нынешним помянутого града состоянием».

«Известно есть», писал он, «сколь пространен и великолепен был с начала своего построения… град сей… Но есть ли прежнее его состояние сравнить с нынешним, то такая в том будет разность, какова бывает между первым его основанием и совершенством. Ибо… ныне столь град сей разпространен и новыми преславными зданиями украшен и возвеличен… что пред многими славнейшими европейскими городами, которые древностию своею славятся, имеет в том преимущество».

– Судьба рукописи Богданова была довольно печальна. Как вы считаете, почему?

– «Описание» было представлено «по служебной инстанции» в Канцелярию Академии наук – и «застряло» там без движения. Лишь полтора года спустя Богданову выплатили 50 рублей, что едва покрывало расходы на переписку, иллюстрирование и переплетение.

Возможно, причина была в том, что сочинение Андрея Богданова, и это признавал он сам, отличалось «грубым слогом»: тяжелым строем фраз, обилием архаической церковнославянской лексики, речевыми излишествами. Поэтому к изданию рекомендовано не было. И только в 1779 году секретарь Потемкина – писатель, поэт и переводчик Василий Рубан, автор первого московского путеводителя, кардинально переработал труд Богданова и издал на средства своего патрона в двух вариантах – с иллюстрациями и без.

– Какие еще работы оставил нам в наследство Богданов?

– Андрей Иванович составил первое печатное описание рукописей, хранящихся в библиотеке Петербургской Академии наук, так называемый «Камерный каталог». Издал «Конкордацию на послания апостольские» – алфавитный ключ к словам и речениям в тексте апостольских посланий, а также «Собрание пословиц и присловиц российских» и «Реестр российских слов» и еще много других трудов.

– В издании Богданова встречается написание «Санктпетербург». Это опечатка или так было заведено?

– Такое написание было принято где-то до второй половины XIX века. Иногда оно встречалось и в начале XX, но носило архаичный оттенок.

– Скажите, каково с научной точки зрения значение трудов Андрея Богданова? Насколько они востребованы и популярны в наши дни?

– Сегодня ни один исследователь раннего периода истории Петербурга не может обойтись без обращения к трудам Андрея Богданова. Его сочинения – это первое систематизированное историко-географическое описание на русском языке, посвященное непосредственно Петербургу.

Оно ценно еще и тем, что основывается в том числе на не сохранившихся до наших дней источниках. А также содержит большое количество уникального материала, в частности, изобразительного, точность которого проверяется по типовым проектам, разработанным для города Доменико Трезини.

Андрей Богданов отдал Петербургу не только полвека своей жизни, но и первым из русских людей описал город в своем сочинении. Поэтому его труд – важнейший первоисточник всех сведений, связанных с ранней историей Петербурга. Именно на него опираются все последующие исследователи.

Закрыть