Яндекс.Метрика
  • Эльвира Романова

Дарья Семенова: важно помнить о тех, благодаря кому мы живем в прекрасной стране

Cтудентка Политехнического университета о том, почему принимает участие в шествии Бессмертного полка

Мой прадедушка Познахирко Иван Михайлович и моя бабушка (его дочь) Галина Ивановна пережили ужасы войны и плена.

Иван Михайлович ушел добровольцем на фронт 5 июля 1941 года в составе Ленинградской армии народного ополчения в 273-й стрелковый батальон. В середине сентября 1941 года батальон, в котором сражался Иван Михайлович, попал в окружение и был разбит под Лугой.

Иван Михайлович вместе с тремя солдатами выходил из окружения. Он вывел солдат к деревне Поглездово Новгородской области, где у родственников находилась его 3-летняя дочь Галина, вывезенная на дачу в начале июня вместе с сестрой Ивана Михайловича Ефросиньей Михайловной и ее детьми. Солдаты пошли дальше и влились в другую военную часть, а Иван Михайлович не успел, так как остался в деревне с родными на ночь. А утром 20 сентября 1941 года в деревню пришли немцы и начали собирать народ для отправки в Германию на работы.

Ивана Михайловича, Ефросинью Михайловну и мою бабушку Галю вывезли в Германию. По дороге Галина заболела корью, ее лечил немецкий врач.
Их высадили в городке Пиллау (25 км от Кенигсберга) и распределили в концентрационный лагерь. В лагерь приехал немецкий бюргер покупать работников в свое поместье. Поскольку Иван Михайлович и Ефросинья Михайловна были крепкого телосложения, их купили всей семьей вместе с детьми. Все жили в бараке вместе с поляками и чехами. Каждый вечер у поляков были попойки и драки. Поляков очень не любили за подлость и коварство. Бюргер тоже их не любил, называл их «пся-кровь». Их все так звали.

Они находились в услужении у бюргера с 20 сентября 1941 года по апрель 1945 года. Сначала бюргер не заставлял работать детей, но после гибели сына бюргера на фронте условия ужесточились, и все, включая детей, должны были работать. Борис, Виктор и Галина работали на скотном дворе. Галина (ей было 3 года) пасла гусей и свиней.

В конце лета 1944 года бюргер бежал. У него погибли на фронте два сына.

Осенью 1944 года Иван Михайлович убежал к своим. Сначала попал в штрафбат как находящийся в плену. Но за отвагу и бесстрашие в конце января 1945 года вошел в состав 19 Гвардейской стрелковой дивизии 54 Гвардейского стрелкового полка, участвовал в боях за взятие Кенигсберга. С боями дошел до Будапешта. Там узнал о победе.

8 августа 1945 года их полк перебросили в Японию, и они вошли в состав Забайкальского фронта. Иван Михайлович воевал в Манчжурии, в г. Мукдэн (Китай), потом их перебросили в Японию на остров Хоккайдо.

Там были страшные бои, кровавые. Япония капитулировала через 9 месяцев, но его часть держали на острове Хоккайдо до августа 1946 года. Потом их часть перебросили обратно в Манчжурию в г. Мукдэн, откуда он и демобилизовался 22 августа 1946 году и вернулся домой в сентябре 1946 года. После возвращения из Японии Ивана Михайловича забрали в КГБ как изменника родины, находящегося в плену на территории врага. После череды одних и тех же вопросов Иван Михайлович вырвал прикрученный к полу табурет, замахнулся им на следователя и сказал, что ему уже все равно. Следователь его выпустил и закрыл дело.

Ефросинья Михайловна с детьми стала пробираться в Ленинград. Бабушке Галине было 4 года, она шла сама, отставала от взрослых. В Пиллау их погрузили в товарные вагоны и повезли в Ленинград. В дороге Ефросинья Михайловна заболела тифом и ее сняли с поезда, а дети поехали дальше. В Ленинграде детей распределили по детским домам.

Галина попала в детский дом для девочек. В 4 года она плохо говорила по-русски, с сильным немецким акцентом, за это дети в детском доме ее дразнили и издевались. Кормили детей плохо. Чтобы они не просили есть, их кормили селедкой, чтобы они много пили и желудки были наполнены.
Уже во время болезни в вагоне Ефросинья Михайловна сумела зашить Галине в платье ее метрику и маленькую фотографию мамы. Метрику и фотографию нашли, когда стирали белье детей при поступлении в детский дом в Ленинграде.

В мае 1945 года директор детского дома узнала по фотографии маму Галины Анну Васильевну, с которой они до войны играли в одной баскетбольной команде за честь района. Анна Васильевна сразу же поехала за ней, несла ее на руках всю дорогу домой.

Я принимаю участие в Бессмертном полку уже 5 лет, потому что важно помнить о тех, благодаря кому мы живем в прекрасной стране. Я думаю, что наше поколение должно на них равняться и любить свою Родину так, чтобы быть готовым отдать за нее жизнь.

Мы готовим штандарты с фотографиями прадедушек и прабабушек, заказали их в фотосалоне. Я хожу в Бессмертном полку с тетей и братьями. Для меня это дань уважения предкам, которые героически защищали нашу страну, которые жертвовали собой ради других. О них важно помнить и быть им благодарными.