«Я не верю людям, которые не боятся смерти»: участник Великой Отечественной войны рассказал о службе на Северном флоте
– Федор Николаевич, где вы жили, чем занимались, когда пришла война?
– Я родился первого мая 1927 года в деревне Кузнецово Череповецкого района Вологодской области, в крестьянской семье. Окончил семь классов. Когда я учился в 7-м классе, а это был уже 1942 год, мой брат был призван в армию. Мне тогда было 15 лет. До ухода на военную службу он работал счетоводом (бухгалтер) колхоза. Когда он ушел на фронт, мне пришлось заменить его на работе. Вы представляете, что такое 15 лет? Мальчишка… В итоге я все же стал счетоводом колхоза. Вставал в 5 часов утра, до 08:00 делал домашнее задание, шел в школу, в 14:00 возвращался, обедал, уходил на работу до 12 часов ночи, приходил домой, ложился спать и снова вставал в 5 утра. Надо сказать, что в крестьянской семье всегда соблюдалась жесткая дисциплина, и именно этот фактор мне очень помог соблюдать такой режим и преодолевать трудности в жизни.
Работа счетоводом – дело ответственное, мне было тяжело. Но никаких альтернатив не было. Когда война только началась, все мужики ушли на фронт, и мы, беззаботные мальчишки, сразу поняли, что вся работа теперь ляжет на наши плечи, поэтому приняли ее с достоинством, чувствовали, что должны их заменить. Более того, мы сами стремились попасть на фронт. Никто не собирался бежать, не боялся. Все ждали своей очереди.
На военную службу меня призвали через два года, в 1944 году, когда мне было уже 17 лет. Так я стал служить на Северном флоте, а там матросу без специальности делать нечего, поэтому первым делом нас отправили в учебный отряд Северного флота на Соловецкие острова. Проучившись несколько месяцев, я получил специальность шифровальщика.
После окончания обучения, произошло распределение на флоте: часть ушла служить на корабли, другая часть – на берегу. Меня взяли на службу в штаб Северного флота. Меня любят спрашивать, спрашивают, сколько я убил немцев за время службы. Но на флоте – это не в армии. «На суше» противники сталкиваются друг с другом даже в окопах, используя различный вид оружия. На флоте, если видят корабль врага, в него просто целятся и уничтожают. Количество убитых врагов, конечно, никто в таком случае считать не будет.
– В чем конкретно заключалась ваша работа на Северном флоте?
– В то время шли караваны кораблей из Англии и Исландии с грузами для Советского Союза по ленд-лизу. Моя задача была обеспечить шифрованной связью как корабли, так и военные подразделения и формирования. Работа, конечно, очень ответственная! Представляете, что будет, если перепутать какие-либо координаты?
Флот, конечно, не только обеспечивал безопасность движения конвоя с грузом, а также помогал 14-й армии Карельского фронта, точнее, подразделению морской пехоты, которая примыкала к Баренцеву морю. Наша задача была сделать так, чтобы немецкий десант не высаживался в том районе. Кроме того, мы отвечали за срыв перевозок ценных полезных ископаемых из Норвегии в порты Германии.
– С какими чувствами, эмоциями вы шли на войну, не боялись ли смерти?
– Мы шли на службу с ощущением необходимости выполнения своего долга перед Родиной. До моего призыва в 1944 году я лично и многие мои сверстники прониклись чувством необходимости защитить родную землю, никто не думал принимать это за хвастовство. Я не верю людям, которые говорят, что не боятся смерти. Это неправда: ее боятся все. Если представить, сколько шло кораблей противника, а ведь еще и подводные лодки были... На войне никто никогда до конца не знает, откуда может прилететь торпеда. Понятно только одно: ты должен выполнять поставленную задачу, других вариантов нет, а значит, любой страх, в том числе страх смерти придется перебороть.
– Что было самым сложным в вашей работе?
– Как я уже говорил, самое важное – не перепутать координаты, чтобы, не дай бог, корабль с грузом пришел не в ту точку. Но таких моментов, к счастью, не случалось.
Надо сказать, что полярные конвои формировались в Исландии и в Англии. Конечно, противник, то есть немцы, знали об этих конвоях: везде есть шпионы. Задача кораблей, которые охраняли английские и американские суда, – сопроводить их до острова Медвежий, а задача кораблей Северного флота – сопроводить конвои от острова Медвежий до городов Мурманск и Архангельск.
Вспоминается известная история с PQ 17 – арктический конвой времен Второй мировой войны, печально знаменитый большими потерями – из 36 судов 23 утонули, 11 прорвались и дошли до Архангельска и только два вернулись снова в Исландию. Английское адмиралтейство тогда узнало, что из порта Норвегии вышел немецкий линкор «Тирпиц», а они его жутко боялись. Поэтому англичане дали команду кораблям, которые сопровождали конвои, вернуться в Англию, причем наших военных об этом не известили. В итоге суда с грузами остались без охраны. Тому, что Англия нас не предупредила, никто не удивился. У них в то время политика была такая: кто победит в войне, тот и станет союзником, тому и поможем. Поэтому они буквально метались из стороны в сторону.
– Где вы были в момент, когда наступил долгожданный День Победы?
– Мы были на главной базе Северного флота в городе Полярный, на берегу Баренцева моря. В 5 утра нас подняли на плац, громко объявили о Победе, после, конечно, прогремели выстрелы в честь этого долгожданного момента.
– Как сложилась ваша судьба в дальнейшем?
– Я продолжил военную службу. Меня отправили в Экспедицию особого назначения в Германию. Тогда шел процесс разделения побежденного немецкого флота между Советским Союзом, Англией и Францией. Продолжалось это примерно полгода.
Я там продолжил работу в качестве шифровальщика: обеспечивал связью командование нашего флота. Конечно, мы забрали себе несколько уже бывших немецких кораблей, в августе 1946 года успешно передислоцируя их на базы нашего флота.
Затем я поступил в училище спецсвязи в Ростове-на-Дону, чтобы уже официально получить специальность шифровальщика. После этого меня отправили на Балтийский флот в Службу военных сообщений. Там занимались переводом кораблей с одного флота в другой. Здесь я работал уже будучи офицером и занимался вопросом передвижения судов по внутренним водным путям, был военным комендантом Волго-Балтийского водного пути и Беломорско-Балтийского канала, отработав в общей сложности там 9 лет. На дворе был уже 1979 год, мне тогда исполнилось 52 года. Я на тот момент уже капитан 1-го ранга, а служить на флоте можно только до 50 лет. Поэтому, отслужив на 2 года больше, я благополучно вышел на пенсию.
– Но заслуженный отдых продлился недолго?
– Конечно, на диване я лежать не стал. Мне на тот момент, как я уже сказал было 52 года, силы и желание работать еще были! Мне тогда хотелось побольше узнать, что собой представляет «жизнь на гражданке», как устроен человек, который всю жизнь вел обычный городской или сельский образ жизни. Тогда я устроился в «Спецгидроэнергомонтаж» – единственное на тот момент предприятие, которое занималось строительством всех гидроэлектростанций в стране и за рубежом. Я там был начальником кадровой службы. Мне удалось объездить практически все республики, и я очень этому рад, так как хорошо изучил нашу страну. В общей сложности отдал этой работе 15 лет своей жизни.
В 90-е годы предприятие постепенно начало разваливаться, а я – уволился. Но и в этот раз без дела сидеть не собирался, это не в моем характере! С 1995 года я работал менеджером различных компаний. Закончил трудовую деятельность в 2005 году. Затем решил заниматься общественной работой: ходил по школам, рассказывал о военной службе, просвещал детей, рассказал об истории страны. Параллельно связался со своей малой родиной – Вологодской областью. Там инициировал и собрал средства на установку памятника к 70-летию Великой Победы. Так, 9 мая 2015 года в деревне Шалимово состоялось торжественное открытие стелы в честь воинов – земляков, погибших и пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны. Кроме того, я написал три книги о своей жизни и работе: «90 лет с флотом», «На речных просторах», «Воспоминания о прожитом».