Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Почему в Петербурге жители исторических домов враждуют с туристами

При этом есть и примеры удачного симбиоза
Фото: Анна Асабина/ «Петербургский дневник»

Приближается отпускной сезон, и можно не сомневаться, что в Петербург в условиях закрытых границ хлынут толпы российских туристов. Их с особенным трепетом ждут экскурсоводы, в том числе фрилансеры, организующие пешие путешествия своими силами, без всяких договоров. Маршруты пешеходных экскурсий иногда пролегают через узкие дворы, где жильцам слышно каждое слово. Местные жители недоумевают: они – владельцы имущества (лестниц, подъездов, а иногда и дворов), но деньги на этом имуществе зарабатывает кто-то другой. Да еще и доставляя дискомфорт самим владельцам.

Незваные гости

Например, совсем недавно конфликт случился в доме Бака на Кирочной улице, 24. Его бурно обсуждают в Сети: мнения поделились пополам. Старшина домового комитета Марина Жукова вмешалась в экскурсию, которую проводил гид Дмитрий Березин, и пыталась уже на выходе из двора отобрать у него ключ от калитки.

Гид не был настроен на конфликт и еще на входе предупреждал клиентов: соблюдать во дворе тишину, снимать только с определенных точек. Но староста дома через камеры увидела незваных гостей, спустилась к ним со своего шестого этажа и заблокировала Березину выход на улицу. Тот, конечно, попытался уйти, оппоненты начали толкать друг друга, уронили телефон (без последствий). Затем последовал обмен «любезностями» в соцсетях. Полицию ни та, ни другая сторона решили не привлекать.

Место действия

Дом на Кирочной, 24, был построен для издателя газеты «Речь» Юлиана Бака в 1905 году. С фасада он выделяется разве что особо красивой лепниной, зато во дворе на уровне второго и пятого этажей сконструированы две воздушные галереи – уникальное решение, выделяющее двор из тысяч других дворов-колодцев. В разное время в доме жили художник Леон Бакст, писатель Анатолий Мариенгоф, артист Юрий Каморный.

Год назад у дома появился чат в мессенджере, где гиды решили договариваться о времени экскурсий, чтобы не формировать лишних толп. Затем совет дома заключил договор с экскурсионной компанией, решив, что туристов во двор будет водить только эта компания. Но прочие гиды, опираясь на сочувствующих им жильцов, заявили, что здесь налицо нечестная конкуренция и что самолично выбирать гида-монополиста совет дома не имел права. Так, проблема осталась нерешенной.

В пабликах Центрального района также развернулась дискуссия, куда и на каких условиях можно водить экскурсии, а куда – нет. Экскурсантов уговаривают осматривать дом в первом и третьем дворах, где никаких галерей нет, а туристы почему-то не соглашаются. Сами экскурсоводы не против платить за вход во двор, как это делают посетители знаменитого парадного-ротонды на Гороховой улице, выкладывающие за визит по 150 рублей. Но в доме Бака никто не захотел работать кассиром.

Два мнения

«Я провел переговоры с жильцами, которые живут ближе всего к калитке и теоретически могут нас слышать. Никто не возражал, – говорит экскурсовод Дмитрий Березин. – Случившийся инцидент – провокация. Я сам попросил туристов, а их было всего двое, чтобы они осматривали молча».

Березин уточнил, что заниматься историей дома Бака он начал несколько лет назад. Он даже купил через один из сайтов с объявлениями экземпляр газеты «Речь», чтоб показывать его клиентам (правда, экземпляр оказался фальшивым). Гид рассказал, что платил 100 рублей за посещение двора, пока была консьержка, но сейчас совет двора требует, чтобы он доводил свою группу до калитки, передавал ее коллеге из экскурсионной компании, с которой совет дома заключил договор, а потом забирал обратно и шел с туристами дальше. Такой алгоритм ни одному городскому экскурсоводу не понравился. Мало того, что он вел к удорожанию экскурсии, так еще ставил гида и туристов в прямую зависимость от компании, которая назначала бы им нужное время. Неудивительно, что другие экскурсоводы дом Бака из маршрутов убрали. А он вот решил не убирать.

При этом председатель совета дома Марина Жукова заявила, что «экскурсоводы бывают разные, но большинство из них ориентированы на извлечение прибыли: они не считают нужным согласовывать посещение дома с жителями и не понимают, что такое общедолевая собственность». Марина Жукова рассказала также, что до появления на калитке замка в доме можно было наблюдать до «50 гостей одновременно».

«В результате, – говорит она, – собственники сами попросили совет дома закрыть двор, а одна из жительниц даже организовала петицию по запрету экскурсий в жилых домах. Большинство экскурсоводов свернули свои экскурсии, но нашлись такие, кто решил, что правила им не указ».

Двор принадлежит всем

«Петербургский дневник» попросил прокомментировать ситуацию администрацию Центрального района. Там пояснили, что на внутриквартальные и дворовые территории, входящие в состав земель общего пользования, должен быть обеспечен свободный доступ. А общедолевая собственность – только внутри здания.

«В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, введение ограничения доступа на дворовую территорию возможно только после включения земельного участка в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, – говорит пресс-секретарь администрации Центрального района Никита Веселов. – По данным Региональной геоинформационной системы, дворовая территория по адресу: Кирочная улица, дом 24, входит в состав земель общего пользования. Вместе с тем обслуживание многоквартирного дома по указанному адресу осуществляет не ТСЖ, а управляющая организация ООО «Жилкомсервис №1 Центрального района».

Также в администрации района разъяснили, что жилкомсервису теперь поручено обеспечить свободный доступ на дворовую территорию и дать разъяснение инициативной группе, как следует себя вести, пока территория не включена в состав домового имущества.

На заметку

Есть дома, в которых экскурсии по двору поставлены на поток, хотя двор также принадлежит городу. Классический пример – Толстовский дом на углу улицы Рубинштейна и Фонтанки, который перестал пускать к себе посторонних больше десяти лет назад. Граждане, желающие осмотреть двор и дом, а также сооруженный в этом дворе Музей старого быта, могут вызвать по домофону хранителя музея, который проведет им двухчасовую экскурсию. При этом другие гиды с этой ситуацией смирились.

Закрыть