Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

«Грусть запрещена»: пользуются ли в Петербурге спросом экскурсии по рекам и каналам

В Северной столице набирает обороты сезон навигации
Фото: Анна Асабина/ «Петербургский дневник»

Как проходят экскурсии по рекам и каналам, увидели корреспонденты «Петербургского дневника».

Праздника хочется всем

С каждой набережной, с каждого моста кто-то улыбается, машет, фотографирует: это в августе-то кораблями никого не удивить, а вот сейчас, в апреле-мае, когда водные экскурсии только начинаются, их все воспринимают как предвестники лета.

Причалы, с которых можно уже отправиться на экскурсию, не так много. Самый востребованный – у Аничкова моста. Далее – на Фонтанке можно увидеть дебаркадеры возле Семеновского моста и в створе переулка Бойцова, на Мойке у Синего моста близ Исаакиевской площади и, разумеется, у Зеленого, на Невском. Работают пристани в Кронверкском проливе и, конечно, на Неве у Медного всадника. Но очередь на кораблики, пришвартованные у Аничкова моста, начала собираться еще в начале десятого. И было заметно по разговорам, как много в ней петербуржцев.

Берегите головы

Туристы тоже были – оживленно обсуждали преимущества баров на Рубинштейна перед барами на Думской.

«В 10:00 начинается продажа билетов, в 11:00 отходит первый теплоход, катаем весь день, вчера закончили в полдвенадцатого ночи, – доложил дебаркадерный страж. – Нет, под разведенными мостами не ходим, да и запрещено это. Вы нелегального кого-нибудь попросите».

О «серых» перевозчиках рассказали и гиды, даже признали, что их поездки стоят дешевле. Но там нет экскурсий, нет четкого расписания. А на основных причалах все четко: берешь билет на определенное время, приходишь за 15 минут до отправления, когда начинается посадка... Но лучше все-таки не уходить, а стоять в очереди: тогда больше шансов заполучить хорошее место на палубе. А «стоячие» места там не предусмотрены. По словам одного из гидов, «встреча вашей головы с мостом будет печальна отнюдь не для моста».

Руки вверх

Едва теплоход отчалил, в воздух взметнулись руки со смартфонами: всем хотелось запечатлеть клодтовских коней снизу, на фоне неба. Потом туристы тянули вверх руки, чтобы пощупать мост снизу, и были похожи на отличников на уроке. Больше всего экскурсантам понравились пешеходный Горсткин мост, который на самом деле теплотрасса, Синий мост, который снизу выглядит как тоннель, Почтамтский мост, потому что он самый низкий, и Красный, потому что он выкрашен в красный цвет не только сверху, но и снизу. Другие «цветные» мосты этим похвастать не могут.

Зато на балке Синего моста, примерно посередине, красуется надпись: «Грусть запрещена». Увидеть ее можно только с воды. Кто оставил послание, неизвестно.

Самые скучные вопросы

Теплоход выходит в Неву: пассажиры утепляются, а некоторые уходят с палубы в салон. Когда кораблик возвращается в Фонтанку и минует областной суд – бывшее училище правоведения, лицо экскурсовода мрачнеет. Она уже знает, о чем ее сейчас спросят. Конечно, о Чижике, который был установлен в память о студентах училища и считается едва ли не одним из самых популярных памятников в Петербурге.

«Никого не интересуют памятники с двухвековой историей, дома XVIII века – нет, всем подавай Чижика, – сетует экскурсовод. – Особенно на ночных экскурсиях. Видите толпу на набережной? Они все смотрят сверху на Чижика».

Впереди показался Михайловский замок – еще одно испытание для гида, потому что туристы обожают расспрашивать про тамошнее привидение. Но в этот раз вопрос про призрак убиенного Павла не прозвучал.

Сейчас смартфонные технологии позволяют обходиться и без гидов: например, в одном из приложений есть водный маршрут по Петербургу. Но его лучше использовать на непопулярных водных трассах далеко от центра.

«Рынок водных перевозок существенно подкосила пандемия коронавируса, но сейчас ситуация выправляется. В 2018 и 2019 годах катера и теплоходы перевозили в сезон до 3 миллионов пассажиров, то есть в 7-10 раз больше, чем огромные лайнеры на речных круизах. Прогулки по воде – это городской бренд, и его надо беречь»,– отметил президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Владимир Родионов.

На заметку

На территории Северной столицы протекает более 90 рек, каналов и протоков. Их водная поверхность составляет 7 процента от всей площади города. Имея уникальное преимущество в виде большой и разнообразной акватории, развивая все виды отдыха и путешествий по воде, Петербург по праву признается столицей водного туризма России, подчеркивают в Смольном.

Фото: Анна Асабина/ «Петербургский дневник»