Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

В Петербурге открылся Музей морских узлов

Посетители смогут научиться самостоятельно создавать многие представленные в нем «экспонаты»
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

А вы точно умеете завязывать шнурки на ботинках?

Вопрос этот может показаться странным или даже издевательским. Но все встанет на свои места после посещения Музея морских узлов, который открывается в Петербурге 30 апреля.

Причем там можно будет не только полюбоваться живописными (без всякой иронии!) образцами подобного флотского искусства, но и собственноручно научиться создавать многие «экспонаты» из числа представленных в экспозиции. И это, пожалуй, одна из главных задач, которую ставят перед собой сотрудники этого необычного музея.

Вот так бантик

«Не стоит думать, что морские узлы страшно далеки от простого сухопутного человека, – делится Александр, научный руководитель музея и капитан картографического судна. – Все как раз наоборот, потому что с их помощью можно буквально одним легким движением руки решить многие проблемы в повседневной жизни. А главное, в трудную минуту умение плести узлы может еще и спасти жизнь – свою или другого человека».

Например, при помощи простого и надежного беседочного узла можно буквально за пару секунд обхватить веревкой туловище человека, чтобы вытащить терпящего бедствие из воды или из какого-нибудь провала. Похожий узел весьма пригодится и для буксировки автомобиля, а также для вытаскивания его из грязи или кювета.

А вообще-то морские узлы так давно и прочно вошли в нашу жизнь, что мы, пользуясь ими, даже не имеем представления об этом. И поэтому в ряде случаев допускаем ошибки, за которые во времена парусного флота удостоились бы от сурового боцмана серьезного взыскания (чаще всего телесного). Например, известный всем с детства узел «бантик», с помощью которого принято завязывать шнурки, на флоте называется рифовым. Его использовали для крепления тросов к краям парусов для уменьшения их площади. Понятно, что прочность такого соединения была поистине железной. Но только в том случае, если «бантик» этот был двойным. Так что и со шнурками следует поступать точно так же.

«Между прочим, простейший узел-петля, который принято использовать везде и всюду по любому поводу, на флоте был запрещен, – делится Александр. – А все потому, что он ненадежный. И при попытках затянуть его потуже (что повышению надежности никоим образом не способствует) разрушаются волокна веревок или тех же шнурков. И они потом разорвутся именно в том месте, где был этот узел-петля». Так что уж лучше использовать все тот же «бантик», вернее рифовый узел. Даже если он не будет двойным.

Морской спидометр и античные мифы

Между прочим, всем известное выражение «завязать двойным морским» у моряков вызывает недоумение: мол, что вы конкретно имеете в виду? Потому что каждый узел на флоте имеет свое точное название, в зависимости от четкого назначения. Вот, скажем, двойной констриктор. Он нужен для связывания предметов неудобной формы. И никакой другой его в этом заменить не сможет. Кстати, этот узел «засветился» и в античных мифах – именно его называли гордиев узел.

«По сути, узел – это первое изобретение человечества, – делится главный экскурсовод музея Дмитрий Кувайкин. – Ведь свой первый топор и копье древний человек создал, привязав заостренный камень к палке лианой, завязанной в узел». Причем умение завязывать узлы порой наделялось сакральным смыслом. К примеру, древние римляне считали, что повязки на ранах нужно закреплять только одним определенным образом. А монахи-франсисканцы, дававшие обет молчания, подпоясывались веревкой с узлами.

Но наивысшего апогея это искусство, как несложно догадаться, достигло с развитием парусного флота. Ведь на парусниках количество узлов исчислялось тысячами. «Моряки ведь люди практичные и ленивые, – признается Александр, научный руководитель музея и капитан. – Если какую-либо работу можно сделать с наименьшими усилиями (но не во вред качеству), они обязательно придумают способ. И чаще всего он будет связан с плетением какого-нибудь узла».

Между прочим, даже единица измерения скорости корабля до сих пор называется узлом. Ведь именно моряки придумали первый в мире спидометр – на основе песочных часов, «заряженных» на 30 секунд, и вала с намотанным тросом, на котором через каждые 14 с лишним метров были завязаны узлы. Конец троса с грузом кидался в воду за корму, вал начинал крутиться, трос разматываться, а матросы считали, сколько узлов за 30 секунд пройдет через их руки. Надежнее прибора не придумать.

«Другое дело, что на современном флоте искусство плетения узлов начинают постепенно забывать, – отмечает Александр, – а уж у простых людей оно вообще связано только с легендами и слухами. Вот мы и хотим с помощью нашего музея в прямом смысле слова связать историю и день сегодняшний. Ведь помимо большой практической пользы мы еще и поможем людям расширить свою эрудицию. Знания ведь лишними не бывают».

Записаться на экскурсию можно будет на сайте музея. Причем посещение экспозиции разбивается на две равновеликие части (и та и другая по часу): исторические «штудии» и мастер-класс. «В Интернете, конечно, сейчас уйма видеороликов о том, как завязывать различные узлы, – делится Дмитрий Кувайкин. – Но уверяю вас, что они ничему научить не способны. Все постигается только при очном обучении. В парусном флоте, кстати, считалось, что для освоения одного узла его надо завязать 25 раз. Вот и мы будем стремиться к этому стандарту. Думаю, что порядка 50 видов узлов наши «курсанты» освоить смогут».

При этом создатели музея уверяют, что обучиться этому морскому ремеслу может любой желающий. Достаточно лишь добраться до «припаркованного» на Петровской набережной фрегата «Благодать», где и расположилась эта своеобразная морская «академия».

Закрыть