ГАТИ: усиливаем профилактическую работу для стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований в сфере благоустройства
«Петербургский дневник» встретился с временно исполняющим обязанности начальника Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ) Алексеем Геращенко и поговорил о специфике работы после нововведений.
– Алексей Владимирович, расскажите о постановлении правительства №336. Как его введение сказалось на работе инспекции?
– Для нас это был вполне ожидаемый документ. Мы были готовы к тому, что будет введен мораторий на внеплановые проверки, а также понимали, что в сложившихся условиях более важной является именно профилактическая работа, ориентированная на выявление нарушений с последующей выдачей соответствующего предупреждения нарушителям.
В случае когда все-таки необходимо провести внеплановую проверку, это постановление предусматривает выезд на место по предварительному согласованию с прокуратурой. Для этого существует специальная процедура. Особенно в тех ситуациях, когда есть угроза для жизни и здоровья граждан. Например, в случае когда есть факт не огороженной ямы или угроза обрушения каких-либо конструкций.
Мы согласовали с прокуратурой, что в таких случаях будет выдаваться поручение о проведении внеплановой проверки с последующей возможностью возбуждения административного дела.
– Каковы основные изменения, внесенные в рабочий процесс?
– В целом подход к работе сохранился. У нас есть подразделения, занимающиеся контролем за проведением земляных и иных работ, есть подразделения, проверяющие соблюдение правил благоустройства при проведении аварийных работ в городе, и так далее.
При возникновении любой аварии, – а в неделю, как правило, выявляется порядка 300-400 адресов, по которым возникают аварийные ситуации, – мы берем их под контроль. Кроме того, существуют определенные требования по ограждению таких территорий в случае возникновения аварий. Также есть четкие сроки по завершению работ на аварии и по восстановлению благоустройства территории после того, как она будет устранена.
У нас есть требования по благоустройству и содержанию объектов благоустройства – территорий, фасадов зданий. Наши подразделения как работали в этой сфере, так и продолжают.
Единственный нюанс состоит в том, что сейчас, если в рамках профилактических мероприятий выявлены факты административного правонарушения, мы сначала направляем предостережение в адрес юридического лица, ответственного за него. С прокуратурой у нас есть информационная система, которая позволяет это делать в электронном виде и в кратчайшие сроки.
– Есть ли сложности перехода на новый формат?
– Благодаря тому, что информационно мы были готовы к этому заранее, больших сложностей не возникает. Эта система нами была опробована еще в прошлом году. Поэтому введение новых требований повлекло лишь небольшую доработку. У нас и до этого был большой блок работы, связанный с профилактикой. В прошлом году мы также занимались не только привлечением к административной ответственности, но и проведением большой профилактической работы.
Кроме того, постоянно проводили тематические семинары, встречи с подконтрольными субъектами. Как показывает практика, зачастую простого предостережения вполне достаточно, чтобы проблема была устранена.
Например, даже зимой, когда были выявлены факты нарушений, связанные с содержанием внутриквартальной территории муниципальным образованием, мы зачастую путем направления предостережения в адрес глав муниципальных образований решали задачи своевременной уборки, содержания территории. Такая система работала и в прошлом году. Сейчас мы просто ее расширили.
– Расскажите об основных отличиях нового формата от того, что было раньше.
– На сегодняшний день, в случае возникновения аварии, ответственное за проведение работ юридическое лицо обязано зарегистрировать факт аварии на специальном портале. После чего наши специалисты без взаимодействия с этим юридическим лицом осматривают объект. Мы проверяем, чтобы территория была ограждена, чтобы был обеспечен безопасный проход людей. Далее существуют определенные сроки, которые предусмотрены законодательством на устранение аварии. Это должно быть сделано в течение 4 дней, полностью восстановлено благоустройство территории после ликвидации аварии.
В случае если организация нарушает эти условия, мы объявляем предостережение. При наличии угрозы жизни и здоровью людей, по согласованию с прокуратурой, возможно получение поручения о проведении внеплановой проверки. По ее результатам может быть возбуждено административное производство.
С начала года специалисты ГАТИ провели 1413 выездных обследований объектов без взаимодействия с контролируемыми организациями. Кроме того, 10 марта инспекцией был сформирован план профилактических визитов, который предполагает работу с 102 хозяйствующими субъектами. Так, в первом квартале у нас было осуществлено 9 визитов, в том числе к крупным ресурсоснабжающим организациям, которые производят работы на территории Санкт-Петербурга.
– Контроль каких сфер сегодня наиболее актуален?
– Сейчас начинается сезон активных дорожных работ. Мы проводим осмотр данных объектов. В первую очередь, опять же повторюсь, обращаем внимание на безопасность – чтобы обязательно были временно организованные безопасные проходы для людей. Кроме того, мы контролируем, чтобы строительная техника не заезжала туда, где ходят люди, чтобы складирование материалов производилось в тех местах, которые определены ордером.
Если же факты нарушений все-таки выявляются, то, как правило, большинство из них устраняются незамедлительно. В этих случаях никаких последствий для организации, проводящей работы, нет. Стоит отметить, что зачастую просто появление инспектора на адресе стимулирует к тому, чтобы нарушения были устранены. Если же этого не происходит, мы будем действовать согласно актуальному предписанию закона. Сначала последует объявление предостережения в адрес организации. Если нет реакции и сохраняется угроза жизни и здоровью горожан, это может закончиться (по согласованию с прокуратурой) внеплановой проверкой и возбуждением административного дела.
Хочется отметить, что в прошлом году дорожники хорошо поработали над культурой проводимых ремонтных работ. Были выработаны грамотные подходы к ограждению мест производства работ и обеспечению безопасного прохода пешеходов. Надеюсь, в этом году все также пройдет на достойном уровне.
– Расскажите о формате реагирования на нарушения после нововведений.
– Здесь появился единственный нюанс. Он заключается в том, что сейчас будет выписываться меньше штрафов, акцент будет сделан на профилактической работе. В целом можно отметить, что люди понимают всю важность соблюдения установленных правил. Благодаря этому после получения организацией предостережения, как правило, ее руководитель сам применяет соответствующие меры по устранению проблемы.
Так, с начала 2022 года общее количество выданных предостережений составило 720 и вызвало активный отклик со стороны контролируемых лиц, который можно сопоставить с эффектом от возбуждения дел об административных правонарушениях. Мы отметили незамедлительное устранение нарушений и принятие мер по их недопущению. Акценты были сделаны на соблюдение требований по зимней уборке – 141 случай, помывке фасадов нежилых зданий – 377 случаев, а также соблюдение организациями, оказывающими услуги такси и каршеринга, требований по парковке транспортных средств во дворах – 42 случая.
– Расскажите подробнее о новом формате контрольно-надзорной деятельности – профвизитах и предостережениях, которые начали вводить недавно.
– Это системная работа. Хочется отметить, что профилактический визит проводится исключительно в том случае, если сама организация на него согласна. То есть это дело добровольное.
Мы со своей стороны делаем предварительный запрос о том, согласна ли компания на профвизит, в ходе которого будет рассказано о требованиях и правилах, о том, как производить работы или как содержать те объекты, которые находятся в собственности организации.
Если же организация дает резкий отказ, то это для нас лишний повод задуматься о том, что служит тому причиной. В данном случае это никаким штрафом не грозит, но у нас появляется лишний повод обратить на эти адреса свое внимание.
Что касается предостережений, то они объявляются в том случае, если уже есть какие-то факты нарушений. Как правило, в таких ситуациях организация сама сообщает нам об этом, а также дает отчет о том, что неполадки устранены, и о тех мерах, которые будут приняты для того, чтобы и в дальнейшем этого не повторялось.
– Расскажите подробнее о возможности продления ордеров, которая запускается с середины мая.
– Сейчас последовательно принимаются меры по снижению административной нагрузки на бизнес. Есть соответствующее поручение губернатора. Для исполнения данных поручений нами подготовлен проект постановления Санкт-Петербурга, который предусматривает возможность продления ордеров на производство работ. Сейчас он проходит процедуру согласования.
Срок, на который продлевается ордер, будет обсуждаться с каждой организацией индивидуально. Для этого компания должна согласовать со своими подрядчиками новые сроки завершения работ и затем проинформировать нас письмом о текущей ситуации и сдвижении сроков.
Это важно в том числе и для осуществления координации. У нас есть сводный городской график производства работ, который исключает возникновение непредвиденных ситуаций в поэтапном их осуществлении и, с другой стороны, помогает планировать эти процессы.