Универсальные солдаты скорой помощи: как в Петербурге готовят фельдшеров

В Медицинский колледж №1 на улице Зайцева на специальность «лечебное дело» с квалификацией «фельдшер» конкурс – 26 человек на место, средний балл аттестата о среднем общем образовании – 5,0. Учиться почти 4 года. Но после обучения и прохождения практики можно быть уверенным – выпускники могут все или почти все.
Фантом Санек и искусственная мышца
Все фельдшеры – выпускники Первого медколледжа – после окончания идут работать на Городскую станцию скорой медицинской помощи, это – целевой набор. А фельдшер скорой помощи – это практически универсальный медик. Он может работать самостоятельно, может с коллегой – другим фельдшером, может в бригаде с врачом. Подготовка у этих ребят такова, что один хороший фельдшер практически может заменить доктора.
Мы заглянули на занятия к первокурсникам. Группа разделена на три секции, которые по очереди отрабатывают манипуляции: внутривенные и внутримышечные инъекции; экстренную помощь при угрожающих жизни состояниях и даже перемещение пациента с кровати на каталку.
Поразительно: в кабинете – все по-настоящему. Настоящие шприцы, капельницы, бинты, кровати, даже дезинфектор и запах спирта, которым обрабатывают место укола на симуляторах различных частей тела. Не настоящие только эти самые муляжи-симуляторы: от фантомов новорожденных с различными патологиями и без них до взрослых и даже подростка с официальным именем Санек. Потому что будущие фельдшеры скорой помощи должны оказать помощь любому – от младенца до парализованного старика.
Группа студентов стоит над койкой, на которой – их однокурсница с очередным муляжом. Первокурсница Настя учится делать укол в самое популярное для инъекций место. Искусственный орган, кстати, «умный» – если студент делает все правильно, загорается зеленая лампочка, если нет – красная. Есть еще симулятор, который пищит, если ему «больно» сделали укол. Если в мышце пациента есть уплотнения, игла может отскочить, так что не так все просто даже с банальным уколом.
У Насти заметно дрожат руки от волнения, но она вслух проговаривает все манипуляции: говорит «пациенту» о назначениях, показывает препарат, проверяет его срок годности, вспоминает, с какой стороны вскрывать упаковку шприца (оказывается, это тоже важно). Все это время однокурсники и преподаватель по чек-листу проверяют, все ли правильно и в нужной последовательности делает Настя.
«Все должно быть доведено до автоматизма, чтобы в экстренной ситуации медик не растерялся, был абсолютно уверен в себе», – рассказывает замдиректора по воспитательной работе Татьяна Рыбочкина.
Другой студент в это время учится правильно вызывать скорую помощь. Первым делом надо указать свое местоположение, затем описать, что с больным, чтобы бригада не тратила время на расспросы. Ребята учатся менять постельное белье, осуществлять личную гигиену лежачего пациента вплоть до мытья волос (на это тоже есть специальный симулятор и целый чек-лист) и обрезания ногтей.
Педагоги говорят, что труднее всего первокурсникам даются внутривенные инъекции. Но все получается уже с 4-5-го раза.

Одна бригада
В кабинете анатомии студенты изучают строение черепа. Молодые люди так увлечены, что на нас не обращают внимание. В ответ на вопрос преподавателя с явным интересом вызываются отвечать.
Татьяна Рыбочкина тихонько комментирует, что ребята замечательные, мотивированные. Никто сюда не пришел «просто так». Например, вон тот парень – Иван – он уже работает на скорой помощи, но водителем. А хочет изучить медицину и стать фельдшером. Видимо, скорая помощь так захватывает людей.
А вот у четверокурсницы Алины Вахриной уже почти все позади – она уже проходит дипломную практику на скорой помощи, на 16-й подстанции. Ездит в бригаде с другими фельдшерами на настоящие вызовы к настоящим больным, делает настоящие уколы и по-настоящему спасает жизни.
«Было немного страшно, как примет новый коллектив. Но очень быстро освоилась, все готовы помочь адаптироваться, помогают набраться опыта, практики. Работаем на равных с фельдшерами, выполняем такие же манипуляции, для нас не делят вызовы на простые и сложные. Много уже было тяжелых случаев: инсульты, инфаркты, серьезные травмы. У нас практика или по 12 часов, или сутки, но на каждую смену приходится тяжелый вызов», – рассказывает Алина.
Она не разочаровалась в профессии, о которой мечтала с детства: бабушка ей сшила медицинскую форму, и маленькая Алина «лечила» дедушку. Причем мечтала быть именно фельдшером на скорой помощи.
Алина идет на красный диплом, ей выплачивают губернаторскую стипендию – 750 рублей в месяц. Впереди – сложный путь аккредитации, включающий несколько этапов экзаменов по 80 вопросов, задачи, выполнение тестовых заданий и манипуляций под контролем опытных медиков скорой помощи.
«Сейчас я еще больше полюбила профессию. Когда понимаешь теорию, еще больше хочется работать руками. Если чего-то не знаешь, не дойдешь до 4-го курса. Все прекрасно понимают, что здесь надо учить и учиться, потому что ты будешь работать с пациентом, с живым человеком, и не имеешь права чего-то не уметь или не знать».

Не услуга, а спасение
Ирина Бубликова – бессменный директор Медицинского колледжа №1 вот уже 40 лет. Она – главный специалист по управлению сестринской деятельностью Комитета по здравоохранению Петербурга и СЗФО, председатель Совета директоров средних профессиональных медицинских и фармацевтических образовательных учреждений. Личность легендарная, влюбленная в свои профессии. Врач-педиатр по образованию, педагог по жизни, главная медсестра в душе.
«Подготовка фельдшеров и медсестер сегодня и 10 лет назад – день и ночь. Медицина развивается очень быстро, постоянно появляются новые подходы, технологии – много чего фельдшер должен уметь делать. Поэтому сегодня у нас фельдшерами становятся только после 11-го класса, когда есть среднее общее образование, а специальность медсестры можно получить и после 9-го, и после 11-го класса. Конкурс бешеный – 26 человек на место на фельдшера, 10 человек – на сестринское дело. Ребята очень сильные, мотивированные, учатся блестяще», – рассказывает Ирина Бубликова.
По словам Ирины Владимировны, какими бы сильными ни были ее преподаватели, без учебы и работы «на земле», то есть на скорой, отличным фельдшером не стать. Поэтому на последнем году обучения студенты ездят на вызовы, а занятия ведут сотрудники Городской станции скорой помощи, практику ведут действующие фельдшеры.
Городская станция полностью укомплектована фельдшерскими кадрами. По мнению специалистов, сейчас больше фельдшеров нам не надо – петербургские колледжи выпускают ровно столько, сколько точно будут трудоустроены. А вот медсестры очень нужны, и интерес к профессии огромный. Но их чисто физически негде учить – учебных мест не хватает.
По закону сегодня фельдшеру можно работать медсестрой, но необходимо пройти переподготовку – 250 часов сестринского дела, потому что у медсестры много манипуляций, которые на скорой помощи не выполняются. Получается, что человек 4 года проучился на фельдшера, но при желании пойти работать медсестрой или медбратом ему надо как бы «понизиться» до статуса медсестры.
Ирина Бубликова предложила своим студентам параллельно с получением основного диплома проходить переподготовку по сестринскому делу, чтобы выпускник мог обязательно реализоваться.
«Я удивилась, но ребята рвутся на Городскую станцию скорой помощи, а не в частную медицину. Что произошло? Пандемия. Все люди вдруг поняли, что медсестра и фельдшер – это почти боги. Особенно это увидели те, кто оказался в больницах и видел медиков, сутками работающих в душных СИЗах. Я считаю, это настоящие герои. Врач пришел, диагноз поставил и ушел, а с пациентом, которому плохо, которому нужны капельницы, анализы, часто – просто протереть лоб и подержать за руку, оставались медицинские сестры. Это – ангелы. И с началом пандемии мы почувствовали бешеный рост интереса к нашим профессиям», – говорит Ирина Бубликова.
Во время первой волны COVID-19 вышел приказ Минздрава, разрешивший устраивать на практику/работу в красные зоны с оплатой и всеми полагающимися выплатами студентов последних курсов. Старшекурсники пошли в красные зоны – и с оформлением, и волонтерами на конкретные рабочие места.
«Я сначала, честно говоря, опасалась, что мы отпугнем людей от медицины, ведь ребята видели, что медики умирали. Да и коллеги-директора меня не сразу услышали – говорили, что они студенты, мы не имеем права отправлять их в красные зоны. Я отвечала: хорошо, не посылайте весь выпуск, объявите, что пусть идет, кто хочет, с оплатой, надбавками. Бывало, что педагогам звонили родители, друзья, подруги, возмущались, почему мы отправляем студентов туда. Я снова отвечала: мы же не заставляем, но выпускнику надо пройти практику, а все больницы – ковидные, куда отправлять на практику? Не хочет пусть пишет заявление на академический отпуск, потому что если выпускник не пройдет практику – выпуститься он не может. Это было их право, все были совершеннолетними – от 18 и больше лет. И очень многие ребята пошли. Студенты мало болели, смертей не было вообще. И первый год сразу показал: пришли мотивированные будущие медики. С тех пор они больше ни с кем не советовались. Абсолютно во всех медколледжах подскочил конкурс, желающих поступить в 2021 году было в 2 раза больше, чем в предыдущем году», – рассказывает Ирина Владимировна.
В Медицинском колледже №1 есть отделение дополнительного образования. Там уже работающие или студенты могут дополнительно получить квалификацию массажиста или косметолога. До пандемии это отделение пользовалось огромным спросом – все хотели быть косметологами. А после двух лет COVID-19 на массаж еще желающие набираются, а косметология практически не востребована – все хотят в обычную практическую медицину.
«Мы уже начинаем обратно звать – жизнь же продолжается», – смеется Ирина Бубликова.
По ее словам, такой интерес к профессии обусловлен и романтикой специальности, и серьезной материальной составляющей. Но главное – это проснувшееся уважение к профессии.
«Люди начали понимать, что медик – это профессия, без которой другие уже не нужны. Повысилась значимость профессии, люди прозрели, что медицина – это не услуга. Мы спасаем жизнь, это – спасение», – говорит Ирина Бубликова.

Цифры
В Петербурге 8 подведомственных Комитету по здравоохранению образовательных учреждений, из них фельдшеров готовят три городских колледжа: №№ 1, 2 и фельдшерский колледж. Профессию фельдшера можно получить еще в двух колледжах федеральных образовательных учреждений: медико-техническом колледже ФМБА и колледже при Университете путей сообщения, военных фельдшеров также выпускает ВМА им. Кирова.
Ежегодно прием в подведомственные учреждения составляет 90 фельдшеров. В 2020 году выпуск составил 262 фельдшера, в 2021 – 213 человек, в этом году выпуск – 230 фельдшеров.
Фельдшеров для Городской станции скорой медицинской помощи по постоянному целевому набору готовит Медицинский колледж № 1.