Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Как агент Сапфир балетные туфельки собирал: в Петербурге расскажут о закулисье театральной жизни в начале прошлого века

28 апреля в Музее театрального и музыкального искусства открывается уникальная выставка
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Выставка позволяет не только под непривычным углом взглянуть на закулисье театральной жизни Петербурга начала ХХ века, но и попытаться разобраться в запутанной биографии владельца представленной коллекции – авантюриста всероссийского масштаба, расстрелянного в 1918 году.

Загадка ХХ века

Речь идет об Иване Манасевиче-Мануйлове – агенте царской охранки, секретаре Распутина, успешном журналисте и финансовом махинаторе. Но главное – он был еще и страстным театралом и коллекционером всего, что связано со сценой. И именно с его собрания театральных артефактов той эпохи, по сути, и начался Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства. Но самое интересное, что в самом музее об этом узнали…относительно недавно.

«По распоряжению Министерства культуры мы начали вносить свои фонды в Госкаталог, – рассказывает старший научный сотрудник фондов Елена Федосова. – В нашей Главной инвентарной книге за 1919-1920 годы указано, что первые экспонаты были приобретены у некоей Доренговской. Причем всего у нее тогда было куплено 3730 предметов, среди которых оказались эскизы декораций и костюмов известных художников, а также гравюры и фотопортреты выдающихся русских артистов. Мы задумались: а кто такая Доренговская?»

Любопытно, что одновременно с Театральным музеем личностью Доренговской заинтересовались и в Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке. Ведь в ней хранится приобретенное в те же годы и у той же Доренговской собрание книг о театре и редких документов, в том числе письма Д. Мережковского, М. Савиной, Л. Толстого, А. Островского и Ф. Шаляпина.

Сотрудники библиотеки и музея начали работать в архивах и были поражены, узнав, что Доренговская являлась гражданской женой Манасевича-Мануйлова. Получалось, что купленная коллекция принадлежала на самом деле именно этому человеку, которого к тому времени уже расстреляли. Но поскольку его имя, известное всей стране, при новой власти стало одиозным, в закупочной комиссии сделали вид, что не знают, откуда у Доренговской все эти раритеты. И больше ста лет никто к этому вопросу не возвращался.

«Иными словами, мы подошли к личности Манасевича-Мануйлова как бы с двух сторон, – делится заведующая архивным сектором Театральной библиотеки Татьяна Синельникова. – И решили в рамках совместной выставки реконструировать его коллекцию, а заодно и рассказать о нем самом». Вот только рассказ этот похож на настоящий авантюрный роман.

«Мы, правда, опасаемся, что посвященная ему часть экспозиции «перетянет» на себя интерес зрителей, но не сделать этого мы не можем ради исторической справедливости, – признается Елена Фёдоровна, – в плеяде российских знаменитых коллекционеров, таких как Бахрушин, Мамонтов и Морозов, должно появиться теперь и имя Ивана Манасевича-Мануйлова».

Жизнь в стиле фарс

Энергия и масштаб личности Манасевича-Мануйлова впечатляют даже сейчас. Несмотря на то что его биография крайне запутанна, причем им же самим. К примеру, одних только дат его рождения существует три варианта. А что вы хотите? Не зря же его так ценили в охранке. А вот вариантов его кончины всего два. Согласно первому, растиражированному Валентином Пикулем в романе «Нечистая сила», Манасевича-Мануйлова расстреляли в Белоострове при попытке пересечь советско-финскую границу. Вторая же версия, подтвержденная архивными изысканиями, гласит, что он был поставлен к стенке в Петрограде – за попытку сфабриковать поддельные документы.

«Мы даже сегодня не до конца понимаем, с кем имеем дело, – делится Елена Федосова. – С одной стороны, благодаря его рвению в Департаменте полиции было создано подразделение для борьбы с революционерами. Кроме того, служил в духовной миссии и встречался с Папой Римским. С другой стороны, он не забывал и о себе. Скажем, во время сбора данных о нем мы здорово поспорили, куда делись деньги, выделенные охранкой, которые он должен был передать Гапону, чтобы отговорить того от возвращения из-за границы в Россию. Я лично считаю, что они осели в карманах нашего героя».

При всем при этом Манасевича-Мануйлова можно считать еще и родоначальником русской контрразведки! Он начал создавать ее в пору подготовки к русско-японской войне. И на определенном этапе был в одном лице и начальником этой спецслужбы, и ее единственным сотрудником. По крайней мере, именно он выяснил, где и у кого Япония закупает вооружение. А также сумел предотвратить диверсию по отношению к кораблям 2-й Тихоокеанской эскадры, которые следовали из Балтики в Тихий океан через Суэцкий канал. За эти труды Манасевич-Мануйлов был награжден Николаем II орденом Святого Владимира IV степени и жалован золотой табакеркой.

«Для нас до сих пор остается загадкой – было ли это патриотическим порывом или Мануйлову просто очень нравилось быть тайным агентом, контрразведчиком и держать все нити событий в своих руках, – отмечает Татьяна Синельникова. – Но театр он обожал страстно. Даже пьесы в стиле фарс сочинял. А уж коллекционирование было вообще любимым делом. Причем он использовал методику, которую сегодня архивы называют инициативным комплектованием. Например, рассылал известным танцовщицам письма с просьбами подарить ему фотографии с автографами, а также прислать…их балетные туфли. Коллекция поэтому получилась сумбурной, но очень обширной. И в этом, наверное, сегодня ее ценность и прелесть».

«Исповедь» авантюриста

На выставке действительно будет чем полюбоваться. Благодаря разным, как раньше говорили, милым безделицам можно будет узнать о светской жизни ведущих балерин того времени. Помимо редчайших фотопортретов звезд русской сцены посетители увидят еще и обширную подборку…фарфоровых пробок для бутылок, выполненных в виде крошечных бюстов театральных небожителей того времени.

Кроме того, будут представлены подлинные программки и пригласительные билеты в знаменитое артистическое кафе «Бродячая собака», что поможет хоть на мгновение ощутить творческую атмосферу, царившую некогда в легендарной точке притяжения всех творческих людей Северной столицы. Ну и, разумеется, будут представлены работы таких замечательных художников, как Ю. Беляев, Б. Анисфельд, А. Радаков и Н. Калмаков, а также письма знаменитостей.

Что касается части экспозиции, посвященной Манасевичу-Мануйлову, то здесь кураторы выставки решили выдержать стиль, свойственный этому герою своего времени, – фарс. Например, посетители смогут услышать… «исповедь» последнего авантюриста Российской империи.

«Да, мне пришлось взять у него интервью, – признается с улыбкой Елена Федосова. – А если серьезно, то я составила этот монолог из подлинных цитат Манасевича-Мануйлова. А текст уже прочитал профессиональный актер. Будет представлено и множество уникальных исторических материалов, предоставленных нам Государственным архивом Российской Федерации и Центральным государственным историческим архивом Санкт-Петербурга».

Кстати, название самой выставки говорит само за себя: «ГИК №1. Дело агента Сапфир». Это подлинный «позывной» Манасевича-Мануйлова в охранке, который заодно характеризует и его самого. Работать выставка будет до 14 августа.