ЖКХ в условиях санкций: участники рынка рассказали об импортозамещении
На круглом столе «Проблемы функционирования ЖКХ в современных условиях. Необходимость и возможности импортозамещения» представители АО «Газпромбанк» рассказали о возможностях для клиентов в сфере ЖКХ. В частности, речь шла об открытии на базе электронной торговой площадки банка биржи импортозамещения, благодаря которой можно понять спрос и предложение. В свою очередь, участники рынка сообщили об имеющихся проблемах и возможностях, которые открываются перед отечественными производителями в связи с западными санкциями в отношении России.
По словам исполнительного директора Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет» Ирины Булгаковой, сейчас правительство России разрабатывает и реализует большое количество мер, направленных на функционирование экономики в условиях санкций. Часть этих мер, безусловно, касается и сферы ЖКХ.
«У нас достаточно большая номенклатура товаров, которые не удастся быстро заменить. Сейчас Минпромторг РФ готовит программу и специальный сайт, где будет представлен максимально полный список номенклатуры этих товаров, чтобы понять, чего именно нам сейчас не хватает, чтобы выстроить в этих направлениях работу по импортозамещению», - сообщила Булгакова.
Заместитель генерального директора государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Ольга Сердюк отметила, что для одних кризис - это проблема, а для других вызов.
«Сейчас у нас непростая ситуация, все эксперты обеспокоены тем, что будет дефицит импортного оборудования, проекты, рассчитанные на импортное оборудование, невозможно будет реализовать, будут расти тарифы на услуги ЖКХ. Но уже сейчас у нас есть производители, готовые прийти на место тех, кто ушел с российского рынка», - сказала Сердюк.
По ее словам, большинство привыкли к тому, что в России есть определенные иностранные бренды, которые производят хорошую продукцию. Как следствие, мало кто обращает внимание на то, что в этой же сфере есть и свои отечественные производители, которые способны заменить ушедших игроков.
Спикер также отметила, что сегодня отрасль ЖКХ получает колоссальную господдержку, причем на таких условиях, которые еще в прошлом году казались сказочными. Правительство выделило 150 миллиардов рублей, которые поступают в Фонд, на строительство, модернизацию, реконструкцию и капремонт объектов ЖКХ. Речь идет о льготных займах под 3% сроком на 25 лет. И первый заем по этой программе уже выдан. На рассмотрении сейчас находятся другие проекты, желающие получить такой заем и направить его на развитие отрасли.
В свою очередь генеральный директор АО НПФ «Логика» Павел Никитин отметил, что поддержка государства сейчас особенно необходима. Отечественные производители, которые действительно занимаются импортозамещением, очень нуждаются в помощи в сертификации.
«Сейчас контроля за этим направлением нет. И сертификация отнимает кучу времени и других затрат. Более того, если начинаешь жаловаться, то вместо 3-4 месяцев на сертификацию в итоге может уйти год, а то и два. Сегодня этот вопрос встает особенно остро», - сказал Никитин.
Эксперт отметил, что сертификация - вещь необходимая, однако нужно сделать все, чтобы у производителей была возможность максимально быстро выйти на рынок. Также он предложил исключить из государственного реестра сертифицированных компаний продукцию тех организаций из недружественных стран, которые заявили о своем уходе, чтобы тем самым у отечественных производителей были преференции в России.
Глава Еразийской Ассоциации рынка отопительных систем «Еврарос» Игорь Прудников отметил, что сейчас в нашей стране необходимо четко понять, какое именно импортозамещение нужно.
По словам спикера, после введения в отношении России санкций в 2014 году многие отечественные предприятия смогли не только перестроиться, но и запустить сложные технологичные производства буквально с нуля.
«Нам нужно понять, чего именно не хватает сейчас, какие конкретные номенклатуры товаров необходимы нашей стране во всех отраслях, в том числе и в ЖКХ, а бизнес, как уже показала практика, сможет быстро подстроиться», - сказал Игорь Прудников.
Эту же мысль поддержал представитель СПбГБУ «Центр энергосбережения» Иван Трегубов. Он отметил, что сейчас нужно понять потребности рынка, создать каталог, с помощью которого конечный потребитель смог бы понять, что уже есть, а чего не хватает.
Эксперты сошлись во мнении, что у отечественного производителя непременно должны быть те или иные преференции, которых не должно быть у иностранных компаний. Представители бизнеса также отметили, что готовы заниматься импортозамещением в любых отраслях, однако высказали опасения, что не смогут в конечном итоге реализовать свою продукцию, поскольку сейчас нет прогноза сбыта: сегодня компании уходят с российского рынка, а завтра они вернутся. В связи с этим многие просто не хотят вкладывать деньги в дорогостоящее производство тех или иных товаров. Эту проблему могла бы решить, по словам предпринимателей, четкая государственная политика: поддержка российских компаний и снижение так называемых административных барьеров.