Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

На форуме ЖКХ в Петербурге обсудили мусорную реформу

Есть ЖСК и ТСЖ, которым нравится работать с единым оператором, а есть те, кто пока еще не наладил контакт

8-й международный форум ЖКХ в Петербурге включает в себя не только выставку современной дорожной техники и новейших приборов учета, но и круглые столы специалистов, на которых обсуждаются самые актуальные проблемы жилищной отрасли. А вопросом номер 1 стала в этом году мусорная реформа. Есть районы, где Невский экологический оператор работает безотказно: район сделался чище. Есть те, где возникают трудности. Соответственно, есть ЖСК и ТСЖ, которым нравится работать с единым оператором, а есть те, кто пока еще не наладил контакт.

Главные темы

Эксперты собрались на площадке форума, чтобы обсудить несколько вопросов: государственную политику в области обращения с отходами, риски инвестирования в эту отрасль, меры поддержки предпринимателей, раздельный сбор и, наконец, участие городского правительства в создании устойчивой системы обращения с отходами. Своим опытом с петербуржцами поделились вологодские коллеги, у которых единый мусорный оператор начал работать еще в 2019 году, поэтому проблема наших жилкомсервисов им близка и понятна.

Основная проблема, говорят сами сотрудники ЖКС, – это закрытость оператора от публики. Например, до него трудно дозвониться.

«Дозванивались четыре с половиной часа, а в итоге весь разговор свелся к обещанию прислать письменный ответ. При этом он оказался неинформативным», – пожаловались представители жилкомсервиса из Фрунзенского района.

В основном вопросы возникают из-за тарифов, но есть и другие темы. Например, никто не должен выбрасывать на площадку с бачками крупногабаритный мусор вроде старой мебели и телевизоров без письменного разрешения оператора. Земля под площадкой или сама площадка принадлежит ТСЖ или городу, ТСЖ, может быть, и не против оказывать услуги в вывозе нестандартного мусора, но не может этого сделать без разрешения оператора. А разрешение никак не получить.

Разговор об утилизации

Подробнее о крупном мусоре и о том, почему в России все так сложно с его вывозом, рассказала адвокат Евгения Галкина, эксперт Ассоциации в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельныйСбор».

Есть такое понятие: расширенная ответственность производителя – и здесь подразумевается, что еще на стадии сборки производитель чего бы там ни было должен задуматься: как утилизировать это изделие, когда оно придет в негодность. К примеру, есть пластиковые бутылки сложной формы, которые не нужны даже изготовителям плитки: очень их сложно отмыть, так как изломанная форма просто притягивает к себе грязь. К прямоугольной пластиковой канистре почтения гораздо больше: она еще послужит людям, а не будет захоронена на свалке.

А лучше всего, когда воду разливают не в пластик, а в многоразовую тару. И рано или поздно россияне придут к этой модели – либо вообще не использовать одноразовую тару, либо собирать и утилизировать ее самостоятельно, либо честно платить утилизационный сбор.

Производитель был бы рад работать цивилизованно, но и сам не знает, как попасть в территориальную схему: с кем заключать договор на утилизацию отжившего товара или тары. Есть, конечно, исключение: алюминий например множество заводов примут с радостью, так что даже затевать сбор не имеет смысла.

«И даже если появится где-то контейнер для сбора банок, как в Финляндии, есть риск, что их утащат вместе с контейнерами, – предупредила Евгения Галкина. – В среднем россияне выпивают за год 60 миллиардов таких банок. А на другие отходы, даже на стекло, которое также легко в переработке, желающих находится мало».

Резюме: каждый производитель в идеале должен думать не только о том, кто купит готовую продукцию, но и о тех, кого заинтересует она же, отжившая свой срок, будь то бутылка, батарейка или автомобиль. Знать, кому можно будет продать остатки на рециклинг. А профессии «утилизатор» быть не должно. Разумеется, эти перерабатывающие производства должны быть легитимизированы и известны всем. А отходы должны быть пригодны к переработке.

В ожидании субботника

Нашлись вопросы и к Ольге Глазуновой, начальнику отдела регулирования тарифов в сфере тепло-, водо-, газоснабжения управления тарифного регулирования Комитета по тарифам. В частности, потому что новый мусорный оператор взимает плату в зависимости от площади здания, а не от наполняемости бачков. Прогрессивные жилкомсервисы, у которых был налажен раздельный сбор (и часть мусора вывозили заинтересованные в нем компании), проиграли.

«Если раньше мы платили 500 тысяч в месяц, то теперь платим два миллиона», – пожаловалась руководитель одного из ТСЖ.

А недавно в ТСЖ разослали письмо с призывом поучаствовать в месячнике благоустройства и в общегородском субботнике 30 апреля. При этом для того чтобы вывезти собранные листья и прочий смет, придется заключать дополнительный договор с мусорным оператором. И это тоже очень важный вопрос, требующий проработки, считают участники обсуждения.

Как справится город с этой задачей, мы узнаем через несколько дней. А пока представители жилкомсервисов горячо благодарят организаторов форума за возможность пообщаться.