Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Три века: у иконостаса Петропавловского собора – юбилей

На нем размещены 43 иконы и большое количество скульптур
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

У уникального памятника декоративного искусства – иконостаса Петропавловского собора, в судьбе которого принимал личное участие Петр I, юбилей. Прославляющий деяния первого российского императора, воскресившего «из мертвых Россию», он отмечает 300-летие со дня начала своего создания.

21 марта 1722 года (по старому стилю) архитектор Доминико Трезини писал секретарю Петра I Макарову: «Также посылаю ныне до вашего превосходительства меру где быть иконостасу в святой церкви Петра и Павла». Император не стал откладывать дело в долгий ящик. И спустя всего две недели «словесно повелел» московскому мастеру Ивану Зарудному приступить к созданию иконостаса.

Золоченый резной иконостас Петропавловского собора, увидеть который стремится каждый турист, был создан в Москве в Оружейной палате Кремля по проекту Доменико Трезини. Почти 50 мастеров под руководством архитектора Ивана Зарудного с 1722-го по 1727 год трудились над его изготовлением. После того как работа была завершена, его по частям перевезли в Петербург и смонтировали уже на месте, в Петропавловском соборе.

Специалисты отмечают: этот иконостас каноничен и уникален одновременно. Его центральная часть напоминает триумфальную арку – свидетельство победного завершения Северной войны. Ощущение торжественности усиливает скульптурная группа «Христос во славе», вознесенная на 20-метровую высоту.

«Венчают Царские врата два сложенных крестообразно ключа, символизирующих как ключи от рая, хранившиеся у апостола Петра, так и ключи от Балтийского моря, отвоеванного Петром», – объяснила главный научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга Марина Логунова.

На иконостасе Петропавловского собора, который условно делят на мужскую и женскую половины, размещены 43 иконы и большое количество скульптур. Главная икона правого киота – «Иисус Христос на престоле». Левого – «Богоматерь на престоле». Считается, что чертам ее лица придано портретное сходство с императрицей Екатериной I, в правление которой и писалась данная икона.

Все декоративные детали и скульптурные элементы вырезаны из липы, а каркас – из лиственницы. С деревом мастера не ошиблись – все свои 300 лет иконостас провел в первозданном виде, хотя судьба не раз испытывала его на прочность. Например, во время пожара 30 апреля 1756 года из-за попавшей в колокольню молнии иконостас пришлось срочно разбирать и выносить из храма. Хотя некоторые эксперты склонны считать это одной из легенд собора, потому что разобрать иконостас без строительства лесов, уверены они, просто невозможно.

Другая легенда связана с подведенным под иконостас цоколем из тивдийского розового мрамора, оставшегося после строительства Казанского собора. Однако и эту версию часть специалистов готова оспорить. Они утверждают, что иконостас полосным железом привязан к пилонам, и значит, его архитектура не позволяет поднять его так запросто. Видимо, ответы на эти две загадки еще предстоит найти в будущем.

Последняя реставрация иконостаса была произведена в 2011 году. Мастера очистили от пыли и привели в порядок скульптуры и иконы, выпрямили сломанный на Царских вратах луч, вернули фонарик Архангелу Гавриилу, позолотили иконостас, на то ушло чуть более полутора килограммов золота.

«За два года иконостас Петропавловского собора привели в то прекрасное состояние, в котором он находится сейчас. Его 300-летняя история продолжается», – подытожила Марина Логунова.

Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»