Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

В Петербурге завершает работу выставка ретроавтомобилей «Олдтаймер-галерея»

Она проводится в «Экспофоруме»
Фото: Владислав Вовк/«Петербургский дневник»

Вообще-то организаторы этого мероприятия предпочитают называть свое детище демонстрацией технического антиквариата. Потому что в экспозиции можно увидеть не только уникальные автомобили прошлых лет и даже веков, – в «Экспофоруме» представлено более сотни экспонатов! – но и мотоциклы с велосипедами. Более того, есть даже возможность прикупить оригинальные запчасти к старым «железным коням».

От царя до президента

Именно поэтому «Олдтаймер-галерея» считается единственной в России подобной выставкой (и, кстати, одной из крупнейших в Восточной Европе). И тем приятнее, что она проводится в Петербурге, причем уже второй раз подряд. Хотя с 2002 года, то есть с самого ее создания, «Олдтаймер-галерея» всегда проводилась в Москве.

«Но там теперь как-то все стало очень серьезно, реставраторы автомобилей зазвездились, что ли, – рассказал руководитель проекта Илья Сорокин. – Здесь же атмосфера удивительно легкая и непринужденная. Нас тепло встречает публика, и активно откликаются местные коллекционеры. Да и вообще, где еще проводить подобную выставку, как не в Петербурге? Именно на его улицах появились первые в России автомобили. Именно в Михайловском манеже проводились первые автосалоны. И именно отсюда стартовали первые в стране автопробеги».

Так что у авторов «Олдтаймер-галереи» большие виды на Северную столицу. Что не может не находить поддержку и у города.

«Мы тоже надеемся, что организаторы и дальше будут проводить эту выставку на берегах Невы, – отметила заместитель председателя Комитета по развитию туризма Юлия Кузенская. – Такие события являются точками притяжения гостей в наш город».

Кроме того, нынешнее мероприятие еще и приурочено к 115-летию создания Собственного Его Императорского Величества гаража. Поэтому одним из участников «Олдтаймер-галереи» является московский Музей Гаража Особого Назначения, который привез настоящие жемчужины отечественной автоистории – подлинные «моторы» из царского гаража. В том числе и любимца Николая II – автомобиль марки «Делоне-Бельвиль» 1909 года выпуска.

«После октябрьского переворота весь автопарк императора оказался в ленинском гараже и стал позднее основой Гаража Особого Назначения, – отметила пресс-секретарь музея Оксана Серпак. – А теперь еще и основой нашей экспозиции. И мы очень рады, что эти автомобили вновь оказались в местах их юности».

Кстати, Гараж Особого Назначения сегодня является одним из подразделений Федеральной Службы Охраны, и, видимо, поэтому на выставке представлены еще и современные лимузины отечественного производства, предназначенные для первых лиц государства. Машины эти, конечно, ретрораритетами назвать никак нельзя, но они все-таки по-своему уникальны. К тому же их появление в экспозиции еще и перекликается со 115-летием императорского гаража.

По следам «Кавказской пленницы»

Ну а между царскими и современными лимузинами в обширном павильоне «Экспофорума» развернулась поистине вся история как отечественного, так и зарубежного автопрома. И поэтому, в частности, рядом с редчайшей довоенной полуторкой-самосвалом и классической «Волгой» ГАЗ-24 (да еще фирменного красного цвета) красовались BMW 1939 года выпуска и легендарный Ford Mustang времен Карибского кризиса.

Нашлось место на выставке даже для нескольких автобусов и троллейбусов из экспозиции Городского Музея электротранспорта, а также для автомобилей из парка киностудии «Ленфильм», которых многие посетители могут знать в «лицо», потому что эти раритеты являются своеобразными звездами фильмов и сериалов.

Кстати, о кино. Всеобщее внимание на выставке привлек и родной «брат» стильного микроавтобуса «Старт», который «засветился» в финальной сцене легендарного фильма Гайдая «Кавказская пленница».

«Это первая машина в СССР, корпус которой был полностью сделан из композитных материалов, – делится ее владелец, коллекционер-реставратор Евгений Шаманский. – Именно поэтому она имеет такой яркий, необычный и одновременно стильный внешний вид.

Но она опередила свое время: из-за того, что в стране не было опыта подобного производства, выпускать такие машины оказалось делом сложным и нетехнологичным. И их быстро сняли с конвейера. Этот же «Старт» достался мне в совершенно разрушенном виде, и на его восстановление у меня ушло больше двух лет. Но зато теперь на нем можно ехать хоть в кругосветное путешествие».

К числу настоящих раритетов относятся и довоенные советские мотоциклы ПМЗ-А-750. Причем это единственные отечественные «агрегаты» этого класса, которые были конструктивно разработаны нашими инженерами. Все остальные – выпускались либо по лицензии, либо являлись зарубежными копиями. До наших дней, как отмечают специалисты, «дожило» где-то чуть больше сотни таких мотоциклов, причем из них всего лишь с десяток отреставрирован – остальные представляют собой «набор» деталей. «ПМЗ не повезло в нашей истории, – делится коллекционер-реставратор Юрий Котельников. – Их было принято ругать за ненадежность. Даже аббревиатуру в названии расшифровывали как «Попробуй Меня Заведи». Но при этом технический уровень знаний тех, кто ими пользовался, был крайне низким. Вот они и сваливали свои ошибки на мотоцикл. А ведь он был разработан как раз для простых людей. Вот такой парадокс… Поэтому, восстанавливая именно эти машины, я пытаюсь, если хотите, реабилитировать их. Тем более что они очень красивы на вид».

Не роскошь и не средство передвижения

Вообще-то, если честно, несравненным шармом обладают все выставленные на выставке экспонаты. И это особенно остро чувствуется сейчас, в наш век одноразовых и стандартных вещей. «Автомобили прошлого – это все-таки не просто средство передвижения. Это – эмоции, выполненные в металле. Вот посмотрите на мой ЗИМ, выпущенный в 1950 году, – предлагает руководитель клуба ретроавтолюбителей «Старый дилижанс» Николай Марсов. – Сразу же чувствуется, что в него вложили душу те, кто его создавал. Я вообще считаю, что подобные выставки нужно проводить обязательно, потому что они помогают людям вспомнить, что такое хороший стиль и вкус. К тому же участие в клубах, где реставрируют машины, может отвлечь молодежь от всяких зависимостей. По крайней мере, от «залипания» в сетях так уж точно».
Своеобразной живой иллюстрацией этих слов стал мальчик лет десяти, который настойчиво требовал у папы купить ему на стенде со старыми запчастями эмблему с капота от «Волги» ГАЗ-21.

«Смотри, какая она красивая!» – убеждал он своего отца.

«Сейчас в стране есть два центра, где мощно развивается «ржаво-автомобильное» движение – это Петербург и Татарстан. Я не знаю почему, – признается руководитель «Олдтаймер-галерея» Илья Сорокин. – В частности, на берегах Невы мы видим целую плеяду молодых активных людей, которые делом своей жизни считают сохранение автомобильной истории. Но главное, что есть интерес к этому и со стороны простых людей. И потому у нашей выставки, надеюсь, здесь большое будущее».

Закрыть