Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Назвались профессионалами – работайте: детсад № 53 Фрунзенского района первым в Петербурге успешно помогает детям с аутизмом

За 6 лет работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) детский сад № 53 комбинированного вида Фрунзенского района помог без малого четырем десяткам детей
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник

В Петербурге впервые за несколько лет начала работу конференция «Эффективные программы помощи для детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста и их семей», организованная фондом «Обнаженные сердца». В течение двух дней специалисты обсуждают раннюю помощь детям с РАС, основываясь на опыте российских и зарубежных педагогов, неврологов, логопедов, психологов и психиатров.

В центре внимания оказался петербургский детсад № 53 Фрунзенского района: он первым и пока единственным в городе еще в 2016 году ввел программы раннего вмешательства и абилитации для детей с серьезными поведенческими проблемами.

Как рассказала «Петербургскому дневнику» директор детсада Надежда Третьякова, детский сад – самый обычный, районный. И не только для нее, но и для всех педагогов было шоком, когда в 2016 году в группы пришли сразу трое детей с серьезными проблемами, которые впоследствии были отнесены к расстройствам аутистического спектра.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

«Это были очень странные для нас дети, ведь мы всегда работали с нормотипичными ребятами. Один мальчик никак не вступал в контакт, другой в группе играл в одно и то же и переключить его было невозможно, а третий плакал, бросался едой, переворачивал мебель. У нас был психолог, но она тоже тогда не знала, что делать», – отметила она.

Оказалось, что у нас в городе практически нет специалистов по поведенческим стратегиям. Есть классическая педагогика, есть логопедия, помощь незрячим, глухонемым. А детям с поведенческими проблемами – нет. Психологи разводили руками, психиатры предлагали переждать годик-другой. Свою помощь предложил фонд «Обнаженные сердца». Они объясняли педагогам и психологам, как работать с такими детьми, вовлекать их в социум, развивать.

В детсаду появились логопед, психолог, дефектолог. За 6 лет количество специалистов увеличилось в 3 раза. Детский сад открыл службу ранней помощи, центр сопровождения. Администрация Фрунзенского района поддержала инициативу педагогов.

«Мы обычный детсад, но родителей предупреждаем, что у нас есть особенные дети. Сейчас мы работаем как открытая площадка. С 2016 года 39 воспитанников с РАС прошли обучение в детсаду, 32 семьи получили программы помощи «Ранняя пташка». Сегодня мы работаем в том числе и как консультативный пункт по работе с семьями», – рассказывает Надежда Третьякова.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Количество обращений в консультативный пункт огромное, в группы с интенсивной поведенческой поддержкой – очереди со всего города. Дальнейшая цель – создать инклюзивные группы для детей с РАС. Мечта – создать структуру типа центра ранней помощи, свои практики педагоги готовы распространить на весь город. Но пока не хватает помещений, хотя детский сад имеет две площадки.

«Сейчас наши первые выпускники учатся в обычных школах, это наша гордость. Несколько – в ресурсном классе, несколько – в обычном классе, прошлый выпуск – в специализированном и речевом классах, дети потяжелее – в классе для детей с задержкой психического развития. Но все равно это обычная общая школа! Если бы не наша ранняя помощь, единственным вариантом для них было бы домашнее обучение», – говорит педагог.

По мнению Надежды Третьяковой, отсутствие подобных ресурсов в других детских учреждениях – проблема коллектива.

«Мы назвались профессионалами и должны самостоятельно решать проблемы, а как это все организовать – наша задача, а не родителей. Куда пойти семье, которую выдавливают из учреждения, кто остается один на один? Кто, как не профессионалы, должен участвовать? Мыслящих коллег должно стать больше, надо менять взгляды. Закон говорит, что все дети равны в правах, и учреждения обязаны организовать условия», – считает Надежда Третьякова.

Напомним, по официальной статистике в Петербурге всего около 600 детей имеют диагноз «истинный аутизм». По другим данным, их должно быть от 10 до 20 тысяч. Основные проблемы в классификации возникают из-за разночтений в постановке диагноза.

Закрыть