Супруги разводятся, друзья ссорятся: психотерапевт рассказала, как непростая международная обстановка влияет на петербуржцев
Руководитель и главный научный сотрудник отделения лечения пограничных психических расстройств и психотерапии Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева Минздрава России, доктор медицинских наук Татьяна Караваева рассказала «Петербургскому дневнику», как сохранить рассудок и здоровые отношения с родными и близкими в нынешней ситуации.
О дозировании информации
«Однозначно информацию надо дозировать. Когда идет информационный перегруз, много противоречивой и зачастую пугающей информации, далеко не каждая психика может с этим справиться. От того, насколько человек может критически эту информацию оценивать, понимать ее, гибко относиться, зависит тот поток информации, который можно себе позволить. Люди, которые в этой ситуации включают несколько разных каналов и постоянно погружаются в эту информацию, потом могут испытывать разные психологические проблемы, связанные с увеличением уровня агрессивности и тревоги», – считает Татьяна Караваева.
По ее словам, необходимо понимать, что информация противоречива и далеко не всегда корректна и правдива.
«Как писал древнекитайский стратег и мыслитель в трактате «Искусство войны» Сунь-Цзы, «война – это путь обмана», и одна из задач каждой стороны – представить ту информацию, которая ей необходима для решения стоящих перед ней задач. Особенно внимательно надо относиться к той информации, которая имеет эмоциональную окраску, эмоциональный накал. Чем больше желание эмоционально вовлечь людей, тем больший эмоциональный накал придается информации», – говорит психотерапевт.
Следует ограничить поток информации по времени. Если человек хочет быть в курсе событий, то очевидно, что основную информацию он все равно услышит, поэтому нет необходимости поглощать ее с утра до вечера, включая телевизор, читая соцсети и слушая блогеров.
«Если информация постоянно идет по нескольким источникам с утра до вечера, то эмоциональное воздействие будет очень сильным», – считает Татьяна Караваева.
Как говорить с близкими
Если взгляды людей на происходящее не сходятся, то основное правило – постараться как можно меньше разговаривать на эти темы.
«Если взгляды настолько не сходятся, что возникают конфликты – это значит, что стороны занимают очень убежденную позицию в своей правоте. В таком потоке информации любой человек может найти как факты, подтверждающие свою позицию, так и факты, опровергающие позицию оппонента, и переубедить его шансов практически нет. Если человек воспринимает информацию более критически, понимает, что есть разные факты, которым по-разному можно доверять, тогда он относится гибче и услышит другого», – говорит психотерапевт.
По ее мнению, если позиция жесткая, односторонняя, то шансов, что собеседник услышит другого, очень мало. Вероятно, у него и нет задачи услышать – скорее, на первом месте у него желание отстоять свою позицию.
«Надо понимать и некоторые психологические аспекты. Нынешние события вызывают сильную тревогу. Наша психика так устроена, что она защищается от избыточно сильных эмоций: срабатывают независящие от человека психологические защиты, это происходит бессознательно, без нашего участия. Чтобы уберечь психику от травмы, они определенным образом искажают восприятие действительности. Какие это защиты? Это вытеснение: я вытесняю какие-то переживания, события, я о них не думаю. Это отрицание: например, отрицание какой-то части объективной реальности, человек как будто ее не видит. Так формируется то искажение, которое позволяет справляться с травматическими событиями», – рассказывает Татьяна Караваева.
Не пытайтесь доказать
Пытаться доказать свою правоту даже близкому человеку, имеющему очень убежденные позиции, бесполезно – это может привести к серьезному конфликту.
По словам психотерапевта, у нее много пациентов, разругавшихся и в семье, и в коллективах.
«В семьях ссорятся близкие родственники; у меня есть супруги, которые из-за несовпадения взглядов на нынешние события подали на развод. Есть пациенты, которые живут в Европе, где информация тоже отличается, и они не знают, как им реагировать, как общаться с теми, кто в России или на Украине, потому что они находятся меж даже не двух, а большего количества огней, между разными информационными потоками. И они мне звонят и спрашивают, как правильно поступать. Психолог не дает советов, какую политическую позицию выбрать, он работает с теми переживаниями и чувствами, которые есть у человека, с чем внутри себя трудно справиться», – говорит Татьяна Караваева.
В таких случаях специалист предлагает минимизировать количество дискуссий на самые спорные темы и переключиться на какие-то другие, насколько это возможно. Если разговор очевидно будет носить травматический характер, то лучше его избегать.