В метрополитене объяснили, как пытаются уменьшить толпу на станции «Улица Дыбенко»

В начале весны участились жалобы на пропускную способность некоторых станций метро, в частности «Улицы Дыбенко». Читатели «Петербургского дневника» делились в соцсетях историями «героического прорыва» – на то, чтобы преодолеть расстояние от входных дверей до эскалатора, у пассажиров уходило по 15-20 минут. Самым проблемным временем оказалось 8 утра.
Уходит пандемия – приходят толпы
Одни связывали проблему с транспортной реформой: якобы столпотворение образовалось из-за того, что люди из пригородов приехали на ближайшие станции метро, чтобы купить «Подорожники», ведь в наземном транспорте отменили разовые билеты. Другие винили во всем новые турникеты, которые «тупят», а также пассажиров, не знающих, куда прикладывать пластиковые карты. Руководство ГУП «Петербургский метрополитен» заверило редакцию «Петербургского дневника», что принимаются все меры для минимизации заторов.
Собственно, именно ослабление противоэпидемических норм привело к столпотворению. В марте схлынула ковидная волна, и предприятия отменили удаленный режим, пояснил начальник отдела логистики перевозок ГУП «Петербургский метрополитен» Михаил Кулаков. Если сравнивать нынешние пассажиропотоки с теми, что были в 2019 году, то в некоторые временные промежутки они даже возросли. В метрополитене подсчитали, что в 8 утра на станцию прибывают 3 тысячи человек. В 8:15 – 2500. В 8:30 снова рост пассажиропотока, а затем идет снижение. В 2019 году таких резких скачков не было, и сами метрополитеновцы связывают резкие притоки-оттоки с работой наземного общественного транспорта, который приезжает к станции в определенное время. Да и сами пассажиры признают: из шести наружных дверей вестибюля открыты все шесть, а толпа не уменьшается, значит, на станции делают все возможное.
В целом по городу метро перевозит за сутки 2 миллиона 150 тысяч человек. В 2019 году было 2,560 миллиона. Март 2022 года отстает по объему перевозок от марта 2019-го на 11 процентов. Январь и февраль отставали на 30-40 процентов. Конкретно на станции «Улица Дыбенко» объем перевозок отстает от того, что был зафиксирован в 2019 году процентов на восемь. Но когда эпидемия уйдет окончательно, он наверняка превысит тогдашние показатели.
Новые кварталы, турникеты – тоже
Самое очевидное объяснение – рост народонаселения. «Мы даже не берем в расчет город Кудрово, – говорит Михаил Кулаков. – Но посмотрите, сколько домов прибавилось на Октябрьской набережной, Дальневосточном проспекте и улице Коллонтай. Для многих жилых комплексов в бывших промзонах «Улица Дыбенко» – ближайшее метро. И нет смысла договариваться с наземным транспортом, чтобы они переориентировали поток на «Проспект Большевиков», потому что там свои новостройки. К тому же там сейчас ремонтируются эскалаторы».
На «Улице Дыбенко» в 8 утра вниз идут три эскалатора. Идут с обычной скоростью (7,5 километра в час), и убыстрять их ход считается нецелесообразным. Проблема не в них, а в лимитирующих элементах. Так называются места, сдерживающие толпу, а именно: входные двери, рамки металлоискателей и турникеты. У пассажиров больше всего вопросов к последним.
Когда метрополитен начал оснащать станции турникетами с универсальным считывающим устройством, дабы по нему можно было пройти не только по «Подорожнику», но и по банковской карте системы «Мир» и по Единой карте петербуржца, потери в скорости были неизбежны, ведь к новым устройствам еще надо привыкнуть. Об этом знали заранее, и сначала новые турникеты установили на тех станциях, где два вестибюля и поток разделен. Звуковая трансляция разъясняла, куда надо прикладывать карту (к желтому кружочку). Мало того, на «Улице Дыбенко» поставили два дополнительных турникета.
Новые турникеты сейчас очень востребованы: за три года число пассажиров, использующих банковские карты и ЕКП, увеличилось с 1,7 миллиона человек до 9,8 миллиона. «Деньги считываются мгновенно, – уверяет пресс-секретарь метрополитена Никита Рубцов, – так что здесь люди тоже времени не теряют. Если проблема не исчезнет, конкретно на этой станции перенесут будку станционного смотрителя и сделают еще несколько турникетов».
Частично разгрузить вестибюль можно, если вынести из него на улицу автоматы по продаже жетонов и пополнению электронных билетов. Но они не смогут работать в неблагоприятной среде, под дождем и снегом. То же можно сказать и про банкоматы. К тому же столпотворение на станции наблюдается только час, а банкоматы нужны постоянно.