Нужны ли Петербургу вытрезвители
Десять лет страна существовала без вытрезвителей, но в прошлом году был подписан федеральный закон, их возрождающий. И при этом возлагающий ответственность за содержание на регионы. Прежде-то это была сугубо милицейская структура.
Говорит закон
К появлению «пьяного сервиса» в Петербурге стали готовиться еще год назад. Депутаты создали рабочую группу, обсудили, сколько вытрезвителей необходимо открыть на первых порах (сошлись на трех), подумали, где искать инвестора. Федеральный закон предусматривает здесь возможность государственно-частного партнерства. Заведение строилось бы на частные деньги при государственной поддержке, но и плата за услуги уходила бы частному владельцу. Размер платы был определен Государственной думой РФ и составлял 1500 рублей: за дорогу, ночевку, душ... Как взимать ее с человека, федеральные законотворцы так и не решили.
«Кроме того, именно федеральное законодательство должно определять процедуру помещения человека в вытрезвитель, ведь, по сути, это временное лишение свободы, – пояснил депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Денис Четырбок. – И оно этот вопрос так и не проработало. Деньги на их строительство тоже пока не найдены, тем более что надо еще разобраться с коронавирусом».
Судя по сайтам государственных закупок, деньги на строительство вытрезвителей выделил пока только один регион – Липецк. Там готовы потратить 28 миллионов рублей на строительство такого объекта.
Говорят врачи
Нынешняя система, когда забота о пьяных целиком отдана медработникам, не так уж плоха, объяснил «Петербургскому дневнику» главный врач Городской наркологической больницы Дмитрий Константинов.
«Пьяного с улицы привозят в многопрофильную больницу, обследуют, убеждаются, что он действительно пьян, а не получил травму, – пояснил Дмитрий Константинов. – Проверить это на улице, дав ему подышать в трубочку, невозможно, потому что такие тесты нормально можно сдать только в сознании. Строить специальные вытрезвители, которые будут работать под эгидой социальных служб, без полицейской охраны и с одним фельдшером, свозить туда со всего города по полсотни агрессивных пьяниц – нерационально. Районные отделы социальной защиты вряд ли захотят брать на себя такую обузу. И мы с вами прекрасно понимаем, что деньги таким «клиентам» чаще всего взять будет неоткуда. Сегодня я не вижу более адекватной альтернативы вытрезвителю, чем больница».
Врач также рассказал, что больницы приноровились к приему проблемных «пациентов» и даже смирились с тем, что они за постой не платят. Главное, что полицейские группы быстрого реагирования оперативно приезжают на вызовы, если кто-то начнет буянить.
Говорит заграница
«В Финляндии вся медицина дорогая, даже если платит государство, а не пациент, поэтому вытрезвители там есть, но за ними надзирают социальные службы, – продолжает рассказ Константинов. – Финны более законопослушные и не пытаются увиливать от штрафа или общественных работ. Американцы тоже боятся штрафов, которые неотвратимы. А у нас могут собрать тысячу справок, подтверждающих, что клиенту нельзя работать метлой. Или оспаривать само помещение в вытрезвитель, дойдя до Верховного суда. Я насмотрелся этого на своей работе».
Слово «вытрезвитель» есть далеко не во всех языках. В немецком есть – там отношение к загулявшим пьяницам как к тяжелобольным: их собирают на улице и отогревают в тепличных условиях.
В Америке все зависит от штата: могут доставить как в тюрьму, так и в больницу.
В Великобритании есть слово, но нет централизованного подхода. Обычно жизнь замерзающим пьяницам спасают волонтеры, которые оборудуют койки в трейлерах.
В Польше работают кабинеты при отделах соцзащиты, и за их услуги надо платить, а еще слушать лекции о вреде алкоголя. Похожая ситуация в Чехии.
«Им бы наш советский опыт, – говорит заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов. – Тогда в вытрезвители старались не попадать: это сулило не только крупный штраф, но и имиджевые потери, ведь направлялось письмо на работу. Словом, получалась хорошая воспитательная мера. Сейчас маргинальному элементу все равно и на репутацию, и на штраф: он его не заплатит. Сам я считаю, что если и строить вытрезвители, то пребывание в них можно сделать и бесплатным, а возмещать эти затраты надо за счет увеличения штрафов».
Сейчас наказание за пьяные прогулки в общественном месте – 500 рублей.
Говорят цифры
Резюмируя сказанное, можно заметить, что текущим положением вещей все довольны: даже врачи готовы его терпеть. Хотя многие проголосовали бы за усиление наказания.
Добавим еще немного статистики от Петростата. Смертность от случайного отравления алкоголем примерно сопоставима с количеством суицидов и составляет от 70 до 100 случаев в месяц. Если добавить сюда и другие алкогольные беды (белую горячку и цирроз), то получится, что крепкие напитки губят в среднем по 124 петербуржца в месяц, в том числе 36 женщин. На учете в 2019 году состояли 18 тысяч алкоголиков. К слову, в минувшем десятилетии 2019 год был наиболее благополучным и по уровню смертности, и по затратам на алкоголь в семейных бюджетах. Траты неуклонно снижались. Если 10 лет назад вино и водка «съедали» 1,9 процента от зарплаты, то в 2019 году – только 1,2 процента.