Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Американский писатель представил петербургским историкам книгу о блокаде Ленинграда

В США, в издательстве Оксфордского университета, вышла в свет книга «Страдание и выживание в период войны: жизнь людей в условиях блокады Ленинграда, 1941 – 1944»

Автор книги профессор Джеффри Хасс согласился лично представить ее петербургским историкам и ответить на их вопросы. Правда, сделал он это в режиме видеоконференции. Сам же семинар был организован лабораторией «История блокады Ленинграда» Санкт-Петербургского института истории Российской Академии наук и Института истории обороны и блокады Ленинграда при Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда.

Наш человек

Есть еще один весьма примечательный факт, задающий особый тон этому событию, – последний раз изучение феномена блокады Ленинграда волновала заокеанских историков 50 лет назад. Тогда, в самом начале 70-х, довольно объемное издание американца Гаррисона Солсбери «900 дней. Блокада Ленинграда» быстро стало известным во всем мире и было переведено на многие языки. В России же оно вышло только в 90-е годы, потому что считалось антисоветским.

К созданию книги Солсбери подошел основательно. Во-первых, он лично был в Ленинграде в 1944 году с группой американских журналистов, а во-вторых, работа заняла целых 25 лет.

Автор нового исследования Джеффри Хасс также к скоропалительным выводам не склонен. Об этом свидетельствуют хотя бы объем книги (свыше 400 страниц) и внушительный список ссылок (несколько сотен).

«Джеффри окончил Гарвард и Принстон и является одним из лучших современных социологов, – отметил доктор исторических наук директор Института истории обороны и блокады Ленинграда Никита Ломагин. – Кроме того, Джеффри прекрасно знает Россию и любит ее. Занимался изучением наших реформ в 80-90-х годах и даже находился здесь во время путча. Хорошо владеет языком. К тому же он обладает большим тактом и бережно относится к тому, что было сделано до него».

Вопросы лишними не бывают

Сам же Хасс свою книгу, над которой, кстати, работал почти 10 лет, называет междисциплинарной. С одной стороны, это исторический труд, поскольку в нем скрупулезно рассматриваются происходившие в блокированном городе события. Для этого автору пришлось тщательным образом изучать в архивах не только многочисленные дневники, воспоминания и интервью ленинградцев, но и сводки правоохранительных органов и другие официальные источники.

А с другой стороны, это социологическое исследование, целью которого было понять, как менялись интересы, идентичность и поведение ленинградцев, а также почему и в каких случаях они вели эгоистично, а в каких – альтруистично.

«Обычно историки и социологи не пытаются совместно решать проблемы, связанные с исследованиями тех или иных событий, – отметил Хасс. – Я же как раз пошел по среднему пути».

Видимо, поэтому изложение и трактовка происходивших в блокированном Ленинграде событий получились не только интересными, но и полемичными. Ведь автор предлагает взглянуть на повседневную жизнь ленинградцев под несколько непривычным углом зрения. К примеру, Хасс анализирует гендерные проблемы жителей (поскольку мужчин в Ленинграде практически во всех сферах заменили женщины, что не могло не повлиять на их самооценку), а также то, насколько предпринимательские навыки могли определять способность к выживанию.

Последнее, кстати, вызвало у некоторых петербургских историков отдельные замечания в том смысле, что объяснять поступки блокадников, основываясь лишь на так называемой «хомо экономикс», было бы не совсем верно. Ведь для людей были важны и нравственные принципы.

Джеффри Хасс согласился с замечаниями, попутно заметив, что, несмотря на все его усилия, книга все-таки дает больше вопросов, чем ответов. И в любом случае всестороннее изучение одной из самых масштабных трагедий Великой Отечественной войны пойдет только всем на пользу. Вот только вопрос с переводом этой книги на русский язык остается открытым. Возможно, Джеффри Хассу повезет больше, чем его коллеге Гаррисону Солсбери.

Закрыть