Яндекс.Метрика
  • Татьяна Троянская

Куда идем: планы на неделю с Татьяной Троянской

Спектакль о том, как поезд стал чистилищем, предпремьерный показ черной комедии, выступления знаменитого баса в Мариинском театре и выставка инструментов барокко – рассказываем о культурных новинках недели
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Душа оркестра

В Музее музыки в Шереметевском дворце Музея театрального и музыкального искусства только что открылся новый раздел постоянной экспозиции – «Музыкальные инструменты эпохи барокко». Его появление логично, поскольку в коллекции музей хранит ценнейшее собрание западноевропейских музыкальных инструментов XVI-XVIII веков. 150 самых значительных из них, созданных барочными мастерами Амати, Тильке, Оттетером, Тромлицем, Деннером, и составили экспозицию.

Интересно, что для музыкального стиля барокко характерны поиски тембров и их сочетаний, оттенков и технических возможностей. Поэтому музыкальные мастера постоянно вносили модификации в уже известные модели, и таким образом появлялись принципиально новые конструкции инструментов. Главной изюминкой экспозиции считается украшенный росписью трехмануальный клавесин – душа барочного оркестра.

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» располагается в Старом зале Шереметевского дворца. В XVIII веке здесь находился танцевальный зал, где графы Шереметевы устраивали вечера с музицированием.

В двух ипостасях

В ближайшую субботу в театре «Мастерская» пройдет премьера спектакля «Эшелон» по пьесе Михаила Рощина. Формально это произведение относится к военным пьесам, хотя по сути своей оно гораздо глубже и шире.

Действительно, сюжет охватывает несколько дней второй половины 1941 года. Завод едет в эвакуацию. Мужчины почти все на фронте, а в грузовых вагонах на свободных местах женщины и дети. Поезд увозит их в неизвестность. И каждую минуту их жизнь может завершиться под бомбами. Режиссер «Эшелона» Наталия Лапина поднимает пьесу над бытом. Вагон становится чистилищем, в котором человек предельно раскрывается. Незнакомые люди оказываются в замкнутом пространстве в экстремальных ситуациях, показывая свою истинную суть. Режиссер подходит к пьесе Рощина как к музыкальному произведению, где диссонанс трансформируется в консонанс.

Еще стоит отметить, что в пьесе Рощина особое место занимают авторские ремарки – лирические отступления. И Наталия Лапина использует прием, восходящий к структуре древнегреческой трагедии: на сцене наравне с героями действует хор. Он задает ритм, атмосферу и настроение каждой сцены, и каждый персонаж существует в двух ипостасях, то включаясь в сцену, то возвращаясь в единый хор судьбы.

Экстремально и смешно

17 апреля в Доме кино пройдет предпремьерный показ фильма Кирилла Соколова «Оторви и выбрось». Эту картину я рекомендую посмотреть прежде всего тем, кто оценил предыдущий его фильм под названием «Папа, сдохни». Это была гротескная черная комедия, новый фильм снят в том же стиле.

Оля – главная героиня фильма – после четырех лет тюрьмы решает начать жизнь заново. И для этого ей необходимо забрать свою десятилетнюю дочь у бабушки, деспотичной Веры Павловны. Понятно, что женщина отдавать внучку не собирается, и в итоге конфликт внутри одной семьи перерастает в грандиозную погоню. События, как и в первом фильме Кирилла Соколова, выходят из-под контроля, когда в руки участников погони попадает оружие. Экстремально, но очень смешно. Бабушку играет Анна Михалкова. В прокат же фильм выйдет 21 апреля.

Банко и Аттила

Поклонникам одного из самых востребованных басов современности Ильдара Абдразакова на этой неделе как минимум пару раз стоит сходить в Мариинский театр. 13 апреля певец выйдет на сцену в образе Банко в «Макбете», а 16 апреля исполнит партию Аттилы в одноименной опере. Партия вождя гуннов в его репертуаре особенная. Шедевр молодого Верди исполняется довольно редко и вошел в репертуар Мариинского только благодаря Абдразакову. За роль Аттилы певец был удостоен премии Oscar della Lirica («Оперный Оскар»).