Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Какой видят блокаду Ленинграда юные петербуржцы

В Музее обороны и блокады Ленинграда стартовал не имеющий аналогов проект, который позволит учащимся художественных школ не только изучать историю родного города, но и самим «преподавать» ее с помощью своего... воображения
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Школьники прямо в музее начнут создавать новые «экспонаты». Вот только вместо электронных гаджетов они будут использовать карандаши и кисти. Скажете, что на самом деле все это похоже на некую самодеятельность? Ничуть не бывало. И вот почему.

Творчество не терпит суеты

Во-первых, идея проекта «Мои впечатления» принадлежит главному хранителю Музея обороны и блокады Ленинграда Елене Харлашовой – человеку сведущему не только в музейном деле, но и в искусстве, разработавшей ряд экскурсий, связанных с художниками, в том числе и блокадного времени.

«Тема блокады и войны достаточно сложная, особенно для восприятия детьми и подростками, – объясняет Елена. – И я подумала: а почему бы после их знакомства с ней в музее не дать им возможность прямо здесь, в зале, выразить свои свежие эмоции и родившиеся образы? Ведь таким образом они смогут полнее переосмыслить то, что увидели во время экскурсии. Тем более, у нас есть на что посмотреть».

Во-вторых, авторы проекта подчеркивают, что он создан в первую очередь для подготовленных школьников, имеющих определенное художественное образование. Ведь в этом случае и результат будет интереснее.

«В наших планах задействовать все художественные школы города и студии, – продолжает рассказ Харлашова. – И работы, созданные этими ребятами, смогут в свою очередь привлечь внимание к истории и памяти о блокаде уже и других детей. Да что там, взрослым тоже будет полезно познакомиться с подобными произведениями. Ведь блокада, увиденная глазами подростка, помогает под иным углом взглянуть на эти трагические события».

Ну и, в-третьих, никто ведь не заставляет школьников выдавать результат пусть хоть и по горячим следам, но, что называется, на-гора. В музее они должны создать лишь эскизы, зафиксировать свои образы и идеи. А доводить до конца начатое они уже будут в своих учебных заведениях под руководством опытных педагогов. Ведь творчество, как и изучение истории, не терпит суеты.

Гимназисты-добровольцы

Первыми участниками проекта стали ученики 8-х и 9-х классов гимназии №190. Почему выбрано именно это учреждение? Ну, хотя бы потому, что она находится рядом с музеем, в том же Соляном переулке. Немалую роль, конечно, сыграл и ее профиль: здесь учатся дети, которые хотят связать свое будущее с художественными специальностями.

«Мы как раз искали способ помочь проявить творческий потенциал наших учеников в плане изучения истории родного отечества, – отмечает заместитель директора гимназии №190 Юрий Булаткин. – И вдруг мы получаем предложение от Музея блокады и обороны Ленинграда поучаствовать в проекте «Мои впечатления»! Это ведь идеальное место для подобной задачи. К тому же такой опыт поможет нашим ребятам убрать с помощью своих рисунков дистанцию между нынешним временем и прошедшим. Кроме того, наши ученики, как настоящие художники, очень хотят поделиться тем, что они делают, с городом. Это важно для них, и они мечтают, чтобы это было важно и для всех».

По словам Юрия, предложение музея вызвало настолько горячий отклик и у самих учеников, что ему вместе с учителем ИЗО Мариной Кондратьевой пришлось приложить значительные усилия, чтобы отобрать добровольцев в пилотную группу – слишком уж много было желающих.

Зато те, кто в нее попал, во время экскурсии старались не пропустить ни одного слова и потом сразу, не теряя ни минуты, уселись за расставленные посреди экспозиции мольберты.

«Меня впечатлило, что жители блокадного Ленинграда, несмотря на все тяжелейшие условия, сохранили свою человечность, – делится 15-летний Федор Головин. – Поэтому я хочу изобразить увиденный в экспозиции фонарь. Он – символ нашего города. Его сжимают вражеские руки, но в нем продолжает, несмотря ни на что, гореть свет мирной жизни».

А его соседка, 15-летняя Дарья Масонина, рисовала в это время молоденькую девушку, бойца МПВО, глядящую из-под руки в небо.

«Лично меня поразили рассказы о детях, переживших блокаду, – признается она. – Я ведь тоже подросток и не знаю, как бы поступала в той обстановке».

Завершить свои начатые в музее работы ребята должны в течение месяца.

«Было бы очень хорошо, чтобы они успели это сделать к 9 Мая, – отмечает начальник отдела спецпроектов и связей с общественностью Музея обороны и блокады Ленинграда Тамара Ершова. – И тогда организованная из этих работ выставка стала бы отличным подарком нашему городу к празднику. Есть у нас еще одна задумка – сделать вместе с гимназией поздравительные открытки для членов Совета ветеранов и блокадников».

В масштабах семьи

Что касается планируемой выставки (а равно и всех последующих в рамках проекта «Мои впечатления»), то она будет размещена либо в главном здании музея в Соляном переулке, либо на его новой выставочной площадке в парке Победы, в помещении бывшего кинотеатра «Глобус». Впрочем, только лишь этими точками авторы проекта ограничиваться не намерены.

«Мы хотим выставлять работы учеников еще и на площадках наших партнеров и в администрации района, – добавляет Тамара Ершова. – Кроме того, наш музей имеет налаженные как межрегиональные, так и международные связи. Так что перспективы у нашего начинания большие».

Точно так же считает и замдиректора гимназии №190.

«В следующую группу участников мы постараемся включить уже учеников старших классов, – поясняет Юрий Булаткин. – Мне кажется, такая работа в принципе необходима. Получается, что мы вместе с музеем с разных сторон, но одновременно подходим к живому рассказу о войне с точки зрения и микроистории (то есть в масштабе семьи), и макроистории. Что вновь стало так актуально в наши дни».

Закрыть