Яндекс.Метрика
  • Оливия Ланкастер

«Меня так воспитали»: актриса ТЮЗа рассказала, как содержит семь домашних питомцев

Сегодня, 4 апреля, отмечается Всемирный день бродячих животных. О любви к братьям нашим меньшим рассказала народная артистка России, актриса ТЮЗа имени Брянцева Ирина Соколова
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

– Ирина Леонидовна, сколько животных живет в вашем доме?

– Сейчас у нас два кота – Вася и Дарий, две кошки – Китти и Сюзанна, две собаки – чихуа-хуа Нецке и чау-чау Буран, а еще белый кролик по имени Айсберг. Все они яркие личности со своими характерами, но прекрасно уживаются вместе, потому что умеют договариваться друг с другом. Конечно, не без помощи хозяев.

– Как получилось, что у вас семь домашних питомцев?

– Они сами нас находят. Вот, например, наш семнадцатилетний аксакал Вася. Много лет назад моя дочка Ксения снимала на телевидении сюжет о лошадях, погибающих от голода в конюшне под Выборгом. К счастью, журналистам удалось пристроить всех несчастных животных, но когда двери опустевшей конюшни стали закрывать, оттуда вдруг вышел белый кот. Ну и что с ним было делать? Ксюша не смогла бросить его на произвол судьбы и привезла к нам домой.

А семь лет назад мы пошли гулять и услышали писк из подвала нашего дома. Женщина, проходившая мимо, сказала, что кто-то там плачет уже сутки. Ксюша спустилась и достала котенка. Оказалось, это девочка. Ей было недели полторы, еще слепая, вся грязная, глазки гноились. Куда денешь такую находку? Конечно, мы забрали ее к себе. Поили молоком из пипетки, потом из бутылочки с соской, в общем, выходили. Сейчас это шикарная взрослая кошка Китти классической расцветки – серая в полоску.

Потому у нас появился Дарий – трехлапый калека абиссинской породы. По легенде его неразумная кошка-мать вместе с последом отгрызла ему хвост и заднюю лапку. Он каким-то образом оказался в клинике, где его прооперировали и очень долго приводили в порядок. Никто не хотел брать кота с такой особенностью, а мы взяли! И ни разу не пожалели. Замечательный парень с восточным характером, невероятный красавец. Он очень бесстрашный и на своих трех лапах даже пытается гонять нашу большую собаку чау-чау.

Четвертая кошка – вислоухая дымчатая Сюзанна. Она самая молодая из стаи, ей всего два года. И она тоже попала к нам в дом не без приключений. Моя дочка Ксюша гуляла в парке и увидела, как какие-то мальчишки бьют палками кошку, сидящую в луже. Естественно, хулиганы были разогнаны, а кошка оказалась у нас в семье.

– Каким образом дома появились еще две собаки?

– Чихуашку Нецке мы купили пару лет назад, давно мечтали о такой маленькой хорошенькой девочке. Удивительно нежное и преданное существо, ласковая как кошка. А у нашего последнего приобретения – чау-чау Бурана – очень непростая история. Пес родился в Нальчике. Еще щенком его посадили на цепь и обращались с ним очень жестоко. Добрые люди спасли его от злых хозяев и привезли в Петербург. Здесь его взяла какая-то пожилая женщина. Она была готова с ним гулять и за ним ухаживать, но заболела, а ее сын не захотел заниматься собакой. После этого пес сменил еще несколько адресов, а потом оказался у нас.

– Как вся кошачья семья восприняла своего нового товарища?

– Сначала присматривались. Первой с ним начала общаться Китти, постепенно подтянулись и все остальные. Сначала Буран очень нервничал в новой семье, но постепенно стал нам доверять и успокаиваться. Начал есть, играть, согласился соседствовать с кошками. А потом сказал, что готов и кролика считать своим братом. Конечно, иногда вся стая устраивает громкие игрища, но это естественно, это ведь животные. Мы относимся к этому с пониманием. Например, наш восточный красавец, абиссинец Дарик периодически пытается «строить» Бурана, но тот тоже не дает коту спуска – ложится поперек коридора от стенки до стенки и как бы говорит наглецу: «Ну, а теперь попробуй, пройди!». А так в принципе тишина, мы очень дружно живем.

– Ваш кролик сидит в клетке?

– Он там только ночует. Днем радуется жизни вместе со своими товарищами, топая лапками по полу и принимая участие в общении. Он, кстати, интеллектуал – ходит в туалет исключительно в лоток, в отличие от своих длинноухих собратьев. Мы его за это очень уважаем.

– Есть ли у вас любимчик?

– Я очень люблю их всех. Но сейчас почти все свое внимание я уделяю нашему пожилому Васе, который с лета хворает, плохо ест. Поэтому он тощий, как скелет. Он когда наклоняется над миской, сбоку выглядит как страшненький динозавр с торчащими позвонками. Мне каждый день приходится придумывать, чем бы его таким покормить, чтобы он поел. Каждый день пытаюсь его удивить, чтобы он держался. Все-таки 16 лет вместе – это огромный срок. Хочу продлить его дни.

– Ирина Леонидовна, откуда такая любовь к животным?

– Меня так воспитали. Мне было около 6 лет, когда дома появилась первая собака – лайка Чарлик. Мои бабушка, мама и тетя как-то вечером возвращались с работы (они все работали в Мурманском областном драматическом театре) и увидели, что недалеко от театра на земле лежит собака. По всей видимости, ее сбила машина. Повезло, что она не очень пострадала. Мои, естественно, не смогли равнодушно пройти мимо и принесли животное домой. Так пес и жил потом с нами много лет в нашем финском домике.

Это был очень преданный пес. Думаю, любовь к животным у нас в роду. У меня сохранилась очень славная фотография – моя бабушка с моим дедом на тачанке. Молодые, красивые. Он в военной форме, а она в чалме с какими-то перышками, держит в руках огромную муфту, в которой сидит маленькая собачка. Это была любимица их семьи Трезорка.

– Сегодня – Всемирный день бродячих животных. Вы подкармливаете таких на улице?

– А как же! У нас во дворе целая коллекция черных кошек. Я их каждый день кормлю. Оттуда была и одна из наших кошечек, которая недавно покинула нас и убежала на радугу, – Багира. Она была черная, как смоль. Тоже в свое время не смогли пройти мимо – увидели ее сидящей на машине и не устояли.

Моя сестра – заслуженная артистка России Елена Ложкина – и ее дочь актриса Анна Арефьева – тоже всю жизнь в кошках. Они их подкармливают, постоянно где-то находят новых. «Ира, ты знаешь, мы нашли сегодня котеночка. Кто-то выбросил в полиэтилене, а сейчас зима. Конечно, взяли к себе». У моей внучки Вари и ее детей – моих правнуков Лизы и Алеши – тоже 2 собаки. Они бы и кошек взяли, да не могут из-за аллергии. Похоже, у нас в семье какой-то особый ген любви к животным.

– Почему вы держите животных? Что они вам дают?

– Мы спасаем их, не можем пройти мимо. Лечим, а потом куда денешь? Они же так прилипают. Даже если бы я захотела кого-то из них отдать, кто возьмет? Это мне надо стоять на рынке и еще приплачивать. Знаете, изначально наш абиссинский Дарик был очень нелюдимый, а сейчас он как собака. Я говорю: «Дарик, иди сюда!» И он моментально подходит. Я говорю: «Сядь на стул!» И он немедленно садится. Когда я его кормлю, он ест из миски, потом отрывается от еды, подбегает ко мне и трется головой, выражая свою благодарность. Я получаю от моих зверей невероятную отдачу и любовь, а это дорого стоит.