
В ассоциации «Надо жить» рассказали о планах создать центр профилактики терроризма в Петербурге

После 3 апреля 2017 года история пострадавшей в теракте Эвелины Антоновой облетела всю страну. Врачи буквально по частям восстановили лицо девушки, однако реабилитация продолжается до сих пор.
«Последние два года в связи с ковидом никакие серьезные операции Эвелине не делали, – рассказала «Петербургскому дневнику» Ирина Антонова. – Единственная операция была в прошлом году: удалили осколки – несколько оставалось в руках и ногах. Поскольку они были очень близко к суставам, сначала рекомендовали их не трогать. Но сустав стал воспаляться. А все, что касается лица и восстановления дыхания, – мы были в нескольких крупнейших клиниках Санкт-Петербурга… К сожалению, нам на консультации никто не дал гарантий, что дыхание будет полностью восстановлено».
НУЖЕН ЗАКОН
Большую часть свободного времени Ирина посвящает работе в ассоциации, которая продвигает федеральный закон о социальной защите жертв теракта.
«Спустя какое-то время мы поняли, что на особую помощь рассчитывать не можем, поскольку нет закона, на основании которого нам могут ее предоставлять. Сотни семей из Петербурга и Ленинградской области столкнулись с ужасающими последствиями терактов. Взрыв на станции метро «Технологический институт», самолет над Синаем, «Невский экспресс»… На своем опыте мы знаем, что в России есть жертвы терактов, но нет федерального закона о социальной защите жертв терактов, не определен их правовой статус. В нашей стране практически отсутствует четкий, урегулированный порядок работы с пострадавшими в подобных ситуациях, не определен механизм немедленной, среднесрочной и долгосрочной помощи для данной категории граждан, их социально-психологической поддержки и поддержки семей, потерявших своих близких. Есть пострадавшие, которым требуется лечение, не входящее в перечень ОМС. Пострадавшие, не восстановившие свое здоровье, не получают компенсации за полученные травмы и увечья, они получают инвалидность «по общим заболеваниям», – рассказала Ирина Антонова.
ЦЕНТР ПРОФИЛАКТИКИ
Недавно организации «Норд-Ост», ассоциация жертв террористических актов «Матери Беслана», «Волга-Дон» и благотворительный фонд «Рейс 9268» вступили в ассоциацию «Надо жить».
«Мы объединились для совместной работы по вопросам, которые касаются каждого из пострадавших в террористических актах. Цели – совершенствование законодательства в данной сфере, оказание социальной, юридической, психологической, материальной помощи пострадавшим и членам семей погибших, содействие в укреплении дружбы и согласия между народами и предотвращение национальных и религиозных конфликтов, – пояснила Ирина Антонова. – Надеемся, что наше объединение и совместная работа будут способствовать скорейшему достижению поставленных целей и задач!»
Летом ассоциация намерена провести съезд, пригласив своих участников в Петербург. «У нас в планах создание центра профилактики терроризма в Петербурге. Мы хотели бы открыть музей, где были бы представлены экспонаты со всех терактов, сделать программу для молодежи и детей, чтобы рассказывать, что это такое, показывать, как человек может попасть в такие террористические организации. Профилактика экстремизма и терроризма – это одна из наших идей», – говорит Антонова.
По словам Ирины Антоновой, власти на региональном уровне пытаются помочь пострадавшим. «После теракта в петербургском метрополитене депутат Оксана Дмитриева предложила вариант законопроекта о дополнительных мерах социальной защиты пострадавших в террористических актах, который, к сожалению, до сих пор не принят. Все эти моменты говорят о том, что имеющиеся законы не могут полностью обеспечить защищенность жертв терактов и требуют доработки», – считает собеседница «Петербургского дневника».
ВМЕСТЕ ЛЕГЧЕ
По словам психолога Любови Беляевой, создание ассоциации помощи жертвам терактов очень важно для того, чтобы пострадавшие смогли прожить очень сложную ситуацию и поделиться проблемами с теми, кто уже переживал нечто подобное.
«Это один из основных методов, помогающих людям справиться с болью, – объяснила психолог. – Это создание пространства, где ты можешь почувствовать себя в безопасности, можешь с кем-то разделить свои эмоции, узнать у людей, как они справлялись со своими переживаниями. Один в поле не воин, а мишень. Совместное действие, помощь, обмен переживаниями просто необходимы нам, благодаря этому человек существует дальше».
Полную версию читайте в лонгриде «Петербургского дневника», а также смотрите наш документальный фильм к годовщине теракта в метро 3 апреля, он станет доступен для просмотра в группе издания в социальной сети «ВКонтакте».