Бармалей и Айболит в одном флаконе: как город отмечает 140-летие Корнея Чуковского
В последний день марта исполнилось 140 лет писателю, поэту и переводчику Корнею Чуковскому. Был у него и куда более почетный титул – всероссийский дедушка. А начинал он свою карьеру журналистом. Юбилеи известных людей в Петербурге принято отмечать творчески, поэтому литературный музей «ХХ век» и АНО «Санкт-Петербургский центр информационной поддержки» (Дом журналиста) заключили договор о сотрудничестве. Их совместным детищем станет посвященный Чуковскому Второй фестиваль знаменитых писателей «Текст в контексте». Первый состоялся год назад и был приурочен к 125-летию Евгения Шварца.
Рэп и мульт
Прошлогодний фестиваль, несмотря на пандемию, удался на славу: в нем приняли участие не только писатели и режиссеры, но, например, студенты-анимационники Института кино и телевидения, которые снимали мультипликационные ролики на тему «Как я понимаю Шварца». Шварца, автора совсем не детских сказок, все понимают по-своему.
«Поэтому работы получились поистине шедевральные, – говорит директор музея «ХХ век» Марина Линович. – С Чуковским проще и одновременно сложнее: его имя знакомо россиянам буквально с рождения, а ведь его труды – это не только детские стихи. Поэтому и программа запланирована не только детская, а будут еще конкурс переводчиков, выставка о поэте Николае Некрасове, пешеходная экскурсия «Некомнатный человек» и многое другое».
Поясним про Некрасова: Чуковский очень внимательно относился к его творчеству, собирал все стихи и статьи, и, если бы не он, полное собрание сочинений Некрасова было бы гораздо беднее. Дети из четырех школ уже подключились к мероприятию: например, сообща записали стих про Тараканище, зачитав его в виде рэпа. А впереди еще – кинопоказы и спектакли, лекции и батлы.
Фестиваль официально начался 1 апреля, но к нему уже успели подключиться 40 организаций. Это школы, театры, библиотеки, вузы. О дате окончания не объявлено: по мере того, как к нему будут присоединяться новые школы и театры, он будет продолжаться.
Для торжественных церемоний художница Ирина Москвина изготовила самого Чуковского – долговязую полуметровую куклу из папье-маше, которая может не только скакать и прыгать (если подергать за нити), но и забавно машет портфелем. Тем же, кому не доведется увидеться с куклой, «Ленсвет» обещает световые инсталляции: они появятся на стенах уже сегодня. Определили три адреса: Каменноостровский проспект со стороны сквера Андрея Петрова, Шпалерная, 44б, и Новгородский проспект, 10а (в Шушарах). Здесь будут изображены и портрет писателя, и строчки из его произведений. Портрет создан по шаржу художника Петра Бучкина из альманаха «Чукоккала». Напомним, что именно так, хоть и неофициально, называлась дача Чуковского в Куоккале, то есть в Репино, где он принимал и Репина, и Короленко, и Алексея Толстого. Дача не уцелела, но в усадьбе Ильи Репина «Пенаты» организована выставка в честь Чуковского.
Сложный человек
Председатель Комитета по культуре Федор Болтин пояснил, что правительство города оказывает всестороннюю поддержку организаторам фестиваля, но в сам процесс не вмешивается.
«Огромное количество знаменитостей нашего города чествуются не государственными структурами, а частными организациями, и это правильно. Здесь не нужно государственное целеполагание, достаточно того, что государство устраивает юбилеи Петра Великого, Достоевского», – заявил он и напомнил, что инициатива была активно поддержана всеми институциями культуры после успешного фестиваля Шварца.
По данным Российской книжной палаты, Чуковский – самый раскупаемый автор на протяжении нескольких поколений, какие бы новые бестселлеры ни появлялись на книжных полках. Понятно, что для себя взрослые все чаще покупают электронные версии, а для детей не скупятся на новые бумажные книжки. Но ведь детских поэтов много, а Чуковский такой – один.
«Арсений Тарковский ему как-то сказал: ваши сюжетные выдумки – общечеловечны, – пояснила Марина Линович. – Для всех это всеобщий дедушка, а для серьезных читателей – очень противоречивый человек, патриарх, одновременно мятежный и консервативный. Бармалей и Айболит в одном человеке, по воле которого люди, звери, вещи сломя голову бегут навстречу подвигам».