Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Фонд барона Штиглица получил в пользование ткацкий городок в Ивангороде

Здесь появится музейное пространство

В ближайшие несколько лет в Ивангороде может появиться новое культурное пространство. Причем огромное, сравнимое разве что с Выборгом. Фонд «Наследие барона Штиглица» получает в пользование здания мануфактуры, где когда-то выпускались ткани. Микрорайон Парусинка в Ивангороде и назван в честь принадлежащей Штиглицу фабрики, где в свое время работали 2500 сотрудников, так что даже по петербургским меркам это было огромное предприятие.

Церемония передачи Агентством по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК) фабрики Фонду Штиглица проходила в Доме архитектора, некогда принадлежавшем зятю барона Штиглица Александру Половцову. Акт подписали руководитель АУИПИК Алексей Меньшов и глава фонда Олег Романов.

После ремонта Художественно-промышленная академия имени Штиглица получит новую загородную учебную базу: с берегов Невы будет перекинут мостик на берега Нарвы. Здесь студенты – и не только художники – смогут творить свои шедевры: в корпусах будут работать радио- и фотостудии, а одно из зданий вполне можно будет переоборудовать под полноценный съемочный павильон. Когда построят кампус для студентов, в нем будет оборудован даже пляж, не говоря уже про общежития. Также предполагается использовать территорию для развития конного спорта, обустроив тут школу верховой езды, отель и детский зоопарк. Излишне говорить, что малые архитектурные формы – лавочки, урны, фонари – студенты Академии Штиглица обеспечат на высшем уровне, и бывшая льноджутовая фабрика превратится в музей под открытым небом, в который люди с удовольствием будут приезжать на все выходные. В том числе и с ночевкой: один из корпусов точно будет отведен под гостиницу. Запланированы также кафе «Пандус» с видом на водопад (разумеется, с подсветкой), мини-пекарня, спортивно-танцевальный зал, площадка юных натуралистов.

Найдется место и двум очень серьезным заведениям. Во-первых, это музей меценатства, а Штиглиц, как известно, был большим благотворителем, жертвовавшим деньги не только на богадельни и учебные заведения, но и на железную дорогу. Правда, не в Ивангород, а в Петергоф.

Во-вторых, в городке запланирован памятник жертвам Великой Отечественной войны. В Парусиновке есть своя «Пискаревка» – это котельная той самой фабрики, превращенная немцами в крематорий. Оккупировав Ивангород, они расправились с несколькими цыганскими семьями, да и с русскими не церемонились.

Всего фабрика располагала 25 корпусами, но фонду пока передаются пять, общей площадью 12 тысяч метров, сроком на 25 лет.

Руководитель фонда, президент Союза архитекторов Олег Романов заявил, что «прописка» в погранзоне не помешает популярности будущего комплекса – как на этапе восстановления, так и на этапе использования. Есть опыт работы волонтеров на объектах Минобороны, и никто никому не чинил препятствий.

Восстановление будет долгим, и смету, которая приблизительно определит стоимость, удастся составить не раньше чем через год. Сейчас корпуса – жилые и производственные – завалены хламом, в некоторых провалена крыша или растут деревья – на крыше или прямо в здании. Но деньги на первичный этап есть – в прошлом году фонд получил президентский грант размером в 489 тысяч рублей. Согласно заявке, летом 2021 года здесь должна была состояться бизнес-игра «Фабрикант», торжественный праздник в честь открытия ворот фабрики, а перед праздником – субботники. Еще один праздник – «Яблочный Джем» – был запланирован на август. Затянувшаяся пандемия все эти планы сорвала – вернее, заморозила на год. Руководитель некоммерческой организации «Фонд «Наследие барона Штиглица» Елена Штиглиц заверила «Петербургский дневник», что как минимум один праздник – торжественное открытие – состоится уже в мае.

«Оборудование пришло в негодность много лет назад, но мы знаем, как все выглядело, и можем сделать на макете, – пояснила она. – Главное, что сохранилась подземная часть, каналы, которые служили для снабжения фабрики водой, а вода помогала крутить колеса и давала энергию. Мы надеемся все это восстановить. В самом здании остались металлические лестницы, а в стенах есть пустоты, над которыми, как и над каналами, должны поработать археологи».

Сколько там артефактов позапрошлого века – можно только догадываться.