Творчество под государевым оком: как создавалась Дирекция императорских театров
Хотя первый театр появился у нас еще во второй половине XVII века при Алексее Михайловиче, он долгое время считался, по сути, исключительно царской «игрушкой». Зато Петр I придал этой забаве совсем иной статус, полагая, что держава, не имеющая театра, не может именоваться просвещенной, ведь развлекаться в приличном обществе тоже надо было прилично. И Петр так был настойчив и убедителен в этом, что российские монархи следовали его примеру, предпочитая, правда, лицезреть актерские труппы, приглашенные из-за границы. Пока Екатерина II не догадалась, что театр – это далеко не только профессиональное шоу, которое всегда должно продолжаться.
Кому и как замолвить словечко
В 1766 году императрица приказала создать дирекцию всех придворных театров, подчеркнув тем самым, что русские актеры и драматурги тоже являются достоянием страны. «Екатерина II поняла, что театр – это та творческая институция, которая формирует систему государственного воспитания. И, значит, она должна быть под полным контролем, – рассказывает историк Юрий Соколов. – В таком случае на придворные (то есть получившие статус государственных) театры будут ориентироваться уже и все частные, провинциальные. Иными словами, задается планка, определяющая качество, а также выбор тем и круг произведений для постановок. Но главное – театр больше не является только лишь развлекательным явлением».
О серьезности намерений императрицы говорит и тот факт, что первым директором всех придворных театров стал видный государственный деятель Иван Елагин. Он же разработал устав, согласно которому определялись бюджеты и составы театральных трупп, а также, и это самое интересное, оклады и пенсии актеров и музыкантов.
В 1786 «театральная контора» получила название дирекция Императорских театров. И ее значение в государственной иерархии еще больше возросло. Судите сами: непосредственным начальником главы дирекции был министр Императорского двора, который, в свою очередь, был подчинен только императору. А это означало, что директор Императорских театров имел постоянный контакт с государем и мог видеться с ним гораздо чаще, чем большинство высших сановников империи. «Все наши государи были большими театралами, – делится Юрий Соколов. – А что такое театральное представление? Это еще и «высокие» застолья во время антрактов и после окончания спектаклей. И, значит, вас, как главу Дирекции, тоже всегда приглашают на них. И если государь доволен постановкой, то можете просить у него, чего душа захочет. Так что эта должность давала обширнейшие возможности».
Соответственно, и назначались на этот пост люди с положением. Например, среди директоров Императорских театров было 7 действительных тайных советников (в современной России эта должность была бы равна первому заместителю премьер-министра) и 6 сенаторов. Кроме того, директорам присваивались еще и различные придворные звания, которые в табели о рангах соответствовали чину полного генерала.
Великий «стрелочник»
Однако и спрашивали с главы дирекции тоже немало. А вернее, все, что было связано с работой театра, начиная от создания декораций и заканчивая продажей билетов. И последнее, между прочим, было отдельной заботой (если не сказать головной болью) директора Императорских театров. Потому что, несмотря на бюджетное финансирование его подопечных, они должны были постоянно собирать отличную кассу. А как же иначе? Ведь в государственных театрах по определению должны были работать лучшие артисты, музыканты и художники. И директору нужно было обладать еще и талантом импресарио, собирая их всех вместе и разрешая заодно все непременные творческие конфликты. В его обязанности входило также слежение за их абсолютной лояльностью власти. Впрочем, тем и в голову не приходило своевольничать, ведь статус артистов государственных театров имел высочайший авторитет и соответствующие блага (некоторые актеры по количеству наград обходили иных сенаторов).
В состав дирекции входили разные труппы. На рубеже XIX и XX веков это были следующие театры: Мариинский, Александринский, Эрмитажный и Михайловский. «На сцене последнего, правда, в основном выступала труппа «Комеди Франсез», но зато она представляла все ведущие спектакли, что показывала и в Париже, – отмечает Юрий Соколов. – А если учесть, что и русское театральное искусство в то время находилось на невиданном подъеме, то можно утверждать, что Петербург был настоящей театральной столицей». А ведь была еще и московская контора Императорских театров, куда входили Большой и Малый театры. При этом штат сотрудников дирекции составлял около 40 человек. В их числе были инспекторы, которые непосредственно возглавляли труппы.
Кстати, собирание под своим крылом лучших артистов таило в себе большую опасность для главы дирекции. А все потому, что звезды подмостков (или их покровители), обласканные вниманием «главного зрителя», могли при случае пожаловаться ему на директора. И тот, несмотря на все свои регалии, нередко оказывался крайним. Например, один из выдающихся директоров Императорских театров Сергей Волконский был снят с должности после того как испортил отношения с Матильдой Кшесинской. Хотя был прав! А дело в том, что «пушинка русской сцены» однажды получила в подарок от своего «задушевного друга» Великого Князя Владимира Александровича великолепное бриллиантовое колье. И решила надеть его при выходе на сцену в главной партии балета «Жизель». Волконский, разумеется, пришел в ужас, ведь героиня Кшесинской согласно либретто была простой крестьянкой, и заставил снять ее это неуместное украшение. Что вызвало страшный гнев и Великого Князя, и самой балерины, которая и нажаловалась кому надо.
При этом главы дирекции были зачастую настоящими подвижниками искусства. К примеру, при том же Волконском в театры пришли такие выдающиеся художники, как братья Васнецовы, Серов, Коровин, Лансере. При нем в театральную сферу вошел и Дягилев, позднее так много сделавший для русского искусства. «Как бы там ни было, но дирекция Императорских театров являлась для тех лет мощным культуртрегером и агитатором высокого искусства, – отмечает Юрий Соколов. – Она, если хотите, задавала тон. А сами директоры порой не только определяли стиль (в известном, конечно, смысле), но помогали в развитии тех или иных жанров».
После Февральской революции дирекция Императорских театров была преобразована в дирекцию государственных театров и просуществовала до ноября 1917 года. А дальше началась уже совсем другая история.
ФАКТ
Здание дирекции Императорских театров было построено в первой половине XIX века архитектором Росси и находится на улице, которая ныне носит его имя. А в обширной квартире, которую занимал глава дирекции, ныне располагается Музей театрального и музыкального искусства.