Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Директор Капеллы Ольга Хомова: «Классическая музыка – это не скучно!»

Она рассказала, почему так важно помнить своих учителей и как привлечь новую публику
Фото: Марина Алексеева/ «Петербургский дневник»

– Ольга Сергеевна, Капелла всегда поражает разнообразием своих программ, названия которых не могут не удивлять. Например, «Музыка и спорт», «Музыка и кулинария».

– Сегодня все это называется модными словами «креативная индустрия». В Капелле создан Центр креативной индустрии. К этому мы пришли опытным путем, поскольку уже давно являемся мультикультурным пространством. У нас открыты кинозал, картинная галерея, Белый зал для экспериментальных проектов, есть зона Wi-Fi, Камерный зал с постановками для самых маленьких зрителей.

Музыка сопровождает каждого из нас в течение всей жизни, и она сочетается абсолютно со всеми видами искусства, будь то живопись, архитектура, мода, кулинария или спорт. Мы начали с музыки и кулинарии, точнее, с «Кофейной кантаты» Баха. В Капелле даже родилась шутка, что самым креативным композитором был Бах, поскольку он соединил кофе и музыку. Потом мы расширили тематику концертов, стали рассказывать о кухнях народов мира.

Во время чемпионата Европы по футболу мы решили акцентировать внимание на теме «музыка и спорт». Все знают, что в таких видах, как фигурное катание или спортивная гимнастика, музыка является одним из действующих лиц. Но мы пошли дальше. И соединили, сначала шутя, музыку и спорт, поменяв для ее участников привычные им локации. То есть музыкантов мы сфотографировали на спортивной арене, а спортсменов – в интерьерах Капеллы. Сейчас, по инициативе Комитета по культуре, Капелла совместно с компанией «Железный человек» выпустила мини-фильм, в котором участвуют спортсмены из Федерации триатлона и музыканты нашего симфонического оркестра. Получили невероятный опыт и великолепный результат, от которого захватывает дух.

– Публика, побывавшая в Капелле, рассказывает, что у вас есть и вещественные доказательства слияния музыки и материального мира...

– Действительно, мы первыми начали создавать продукты, которые имеют прямое отношение к креативной индустрии. Например, появился проект «Музыка ароматов», когда на глазах публики пианист играет, а парфюмер соединяет разные ноты запахов. Так родились эксклюзивные духи «Капелла», состоящие из четырех ароматов.

По такому же принципу мы создавали с нашими партнерами по старинным рецептам вкусные продукты, которые сочетаются с историей Капеллы. Оба эти действа рождаются прямо на глазах зрителей, и потом все это можно приобрести.

– Насколько востребованы такие программы?

– Они очень популярны. Например, сейчас все тяготеют к визуализации – зрителям хочется не только услышать, но и увидеть. И мы предлагаем им понаблюдать, как художник прямо на их глазах пишет картину, а в этот момент играет симфонический оркестр и поет хор. Конечно, художник тоже предварительно знакомится с репертуаром, слушает произведения. Ведь лучшая импровизация – та, что готовится заранее. Но чудо рождения картины происходит именно в зале, и публике это очень нравится.

Безусловно, находятся люди, которых такое ноу-хау немного смущает. Поэтому мы заранее предупреждаем об этом. Объясняем, что в любом случае они присутствуют при эксперименте. Ведь что родится в результате (а далеко не каждый художник сможет создать полотно под Листа или Бетховена), никто не знает. И потому это особенно интересно. Подавляющая часть публики в восторге от такого действа.

– Ольга Сергеевна, признайтесь, зачем Академической капелле все эти эксперименты?

– Мы можем позволить себе любой креатив, потому что основное направление нашей деятельности, а именно концерты, у нас превосходного качества. В Капелле идеальный хор под руководством народного артиста СССР Владислава Чернушенко. Великолепный Симфонический оркестр под руководством народного артиста России Александра Чернушенко. Но иногда, для того чтобы молодежь проторила к нам дорожку, ей нужно предложить, например, иммерсивный концерт. Снять стулья, поставить дирижера лицом к публике и разрешить ей поучаствовать в самом движении оркестра.

Александр Броневицкий (композитор и руководитель первого в СССР вокального ансамбля «Дружба». – Ред.) как-то очень точно сказал, что шлягер – это когда за ухо зацепилось. Поэтому иногда очень важно, чтобы человек почувствовал себя внутри процесса.

Наш симфонический оркестр уникален. Сегодня он может играть 5-ю симфонию Малера, а завтра выступать с рок-исполнителями. В этом году сезон для Симфонического оркестра юбилейный – 30 лет с момента второго основания. Чтобы показать другие возможности нашего коллектива, мы готовим особый проект с композитором и артистом, лидером группы «Секрет» Максимом Леонидовым. А главное, мы хотим сломать стереотип, что классическая музыка – это скучно. Расширить аудиторию, привлечь новых зрителей.

Вот сейчас, например, при поддержке Комитета по благоустройству на форуме «Экология Большого Города» проходит спецраздел «Городская среда: Экотренды. Комфорт. Трансформация». Здесь Капелла Санкт-Петербурга проводит дискуссионную панель «Экотренды в креативных индустриях. Лучшие практики».

– Очень неожиданно.

– Почему? Музыка действительно может поменять наше представление о городе. Например, 150 лет назад Зальцбург был малоизвестным городом. Но когда там стали проводить фестиваль, изменился не только его ландшафт, но и вся Австрия, потому что сегодня туда приезжают со всего мира.

Многие города Европы проводят фестивали, которые привлекают тысячи зрителей и гостей со всего мира. И это полностью меняет ландшафт территории.

В России это постоянная практика. Например, лет 6-7 назад директор карельской филармонии предложила организовать в Рускеале музыкальный фестиваль. И вдруг туда приехали аж 30 тысяч человек! И сейчас уже сложно сказать, что главнее – сам парк или фестиваль.

Я очень люблю приводить пример наших водных курортов. Их придумал и привнес в жизнь Петр I. Увидев, как все это организовано за границей, он создал под Петрозаводском один из первых курортов, а потом они стали развиваться по всей России. И сейчас в рамках этого санаторно-курортного лечения открылось много потрясающих фестивалей. 

Музыка, звучащая на фестивале или в парке, создаст новое лицо территории, развернет публику, которая потом пойдет в концертные залы.

– Вы затронули тему Петра, который так много сделал для Капеллы. А как вы отметите его юбилей?

– Мимо года Петра I Капелла никак не может пройти. Все-таки именно он перенес Хор государевых певчих дьяков из Москвы в Петербург. Создал здесь хор и пел в нем, как пишут современники, баритональным басом.

К юбилею первого российского императора мы готовим литературно-музыкальную композицию с хором, симфоническим оркестром и драматическими артистами, которую покажем 9 июня. Будут организованы тематический квест по Капелле и большая выставка.

В этом году и Ночь музеев, и паблик-арт-фестиваль «Дворы Капеллы» также будут посвящены Петру Великому. Скульпторы, художники, декораторы создадут арт-объекты, а хоры и симфонический оркестр – специальные программы. В Камерном зале состоится литературный вечер. Новый совместный проект мы готовим с нашими партнерами из Смоленской крепости и московским Музеем музыки.

– 2022-й – это еще и Год культурного наследия народов России. Чем будете удивлять?

– К нам приедет огромное количество народных коллективов. Состоятся дни культуры Воронежа, Вологды, Нижнего Новгорода, Калининграда и других городов. Они привезут не только свои выставки, известных солистов, симфонические оркестры, но и народные коллективы. Например, 27 мая, в День города, прямо с улицы вологодские артисты начнут привлекать публику к нам во двор и демонстрировать свое искусство. Это будет красиво, нарядно, весело, создаст хорошее настроение.

К 9 Мая мы готовим по оригинальному сценарию специальную программу с песнями военного времени. Надеемся показать ее не только в Петербурге, но и в образовательном центре «Сириус» в Сочи, потому что вопрос преемственности поколений для нас очень важен.

– И вам здесь есть чем поделиться. Ваш дедушка Сергей Шапошников, которому был посвящен недавний вечер – народный артист РСФСР.

– Идея концерта родилась в прошлом году на встрече с народным артистом РСФСР Сергеем Лейферкусом, который был учеником моего дедушки и предложил провести такой вечер.

Мой дедушка, Сергей Николаевич Шапошников, был уникален тем, что, с одной стороны, он выступал как оперный певец, с другой – как исполнитель классических романсов, которые в то время считались легкой музыкой. Он одним из первых исполнил полный песенный цикл Шуберта «Зимний путь», за что на родине композитора был удостоен лаврового венка.

Кроме того, он исполнял произведения тогда еще молодых ленинградских композиторов – Бориса Тищенко, Сергея Слонимского, Владислава Успенского. Специально для него писал музыку Дмитрий Кабалевский.

А когда Сергей Прокофьев принес в Малый оперный (ныне Михайловский театр) «Войну и мир», Шапошников стал первым исполнителем роли Болконского.

В опере Чайковского «Евгений Онегин» он выступал вместе с Сергеем Лемешевым. Есть даже совместное фото, на обороте которого Лемешев написал: несмотря на то что в опере вы мы меня застрелили, в жизни вы мой добрый друг.

Мы думаем, что этот концерт – только начало большого цикла, который мы хотим посвятить нашим учителям. Тем более, что тема памяти всегда была очень важна для Капеллы.

– А что вы можете сказать про сегодняшних певцов?

– Сейчас исполнительское искусство в России находится на высоком уровне. У нас в Капелле проходят конкурсы имени Георга Отса, Ирины Богачевой, Елены Образцовой. И я могу утверждать, что в России потрясающая вокальная школа, интересные молодые певцы. И если они не будут, как в шоу «Голос», с самого начала петь в микрофон, для чего им не особенно надо трудиться, а поймут, что пение – это большой труд и свое мастерство необходимо оттачивать постоянно, то у них будет хорошее будущее.

– Ольга Сергеевна, а что для вас Капелла?

– Всё. Здесь познакомились мои родители. Сюда я пришла после четвертого курса на стажировку. И потом после перерыва вернулась вновь.
Встанешь утром, подъедешь к Капелле, а она как будто обнимает тебя руками и говорит: «Иди сюда!» Вот так я ее ощущаю.

Закрыть