Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Педиатрический университет: «Мы просто забыли, что можем делать все сами»

В Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете меняют подходы к методикам лечения в новых сложившихся условиях и разрабатывают собственные инновации, чтобы маленькие пациенты лечились на высоком уровне
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Детские врачи признают, что нынешняя ситуация огромного давления на страну, и в частности на здравоохранение, непростая. Если в каких-то областях мы вполне можем полностью себя обеспечивать продукцией отечественного производства, то в ряде медицинских дисциплин пока царит состояние сдержанного оптимизма.

«Петербургский дневник» пообщался с представителями Педиатрического университета.

Детям – лучшие технологии

В отделении травматологии и ортопедии хирургического отделения №2 его заведующий Владислав Авраменко уточняет, что около 80 процентов расходных материалов – импортные. Детские хирурги надеются, что санкции не коснутся медицины, в первую очередь детской, потому что все импортозаместить пока проблематично. С другой стороны, оставшиеся 20 процентов – это отечественная продукция.

«Эти производства работают, люди учатся делать правильно, понимают, что в хирургии все должно быть точно. Но есть другой момент: те расходники, которые мы используем, связаны с технологиями и оборудованием, на котором устанавливаются. Последние лет 25 применяется малоинвазивная хирургия, оборудование с наименьшей травматичностью, а мы, с сожалению, не имеем такой качественной возможности сейчас это производить. В чем-то сможем заменить, какие-то заводы смогут взять в производство, но тут надо плотно работать. Современные конструкции очень технологичны и должны быть высокоточными, учитывая, что мы имеем дело с пациентами детского возраста, они не должны мешать ребенку расти. Думаю, что мы упираемся только в эту проблему», – говорит детский хирург.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Протез аорты и изучение дислексии

Наука Педиатрического университета не стоит на месте. Сейчас здесь занимаются созданием искусственной аорты, аналогов которой в России нет.

«Одно из направлений нашей работы – создание альтернативы тех протезов аорты, которые сегодня существуют. Как правило, эти протезы выполнены из полимеров. Они обладают рядом негативных свойств, поэтому при долговременном использовании у пациентов возникают некрозы, пролежни, перфорации. У нас возникла идея создать альтернативу синтетическим протезам», – рассказывает руководитель лаборатории по созданию отечественных биоинженерных органов профессор Виктор Александров.

Совместно с Институтом высокомолекулярных соединений РАН создан протез животного происхождения – фактически альтернатива полимерных протезов. При условии успешных клинических испытаний его смогут использовать при лечении больных с тяжелым атеросклерозом с риском развития тромбоэмболий.

В соседней лаборатории логопатологии факультета клинической психологии профессор Александр Корнев демонстрирует уникальные отечественные разработки в лечении дислексии и психологической адаптации.

«Профиль нашей лаборатории ориентирован на тему, связанную с чтением. Около 10 процентов детей не могут полноценно научиться читать, и примерно половина из них и будучи взрослыми читают по складам. В России только наша лаборатория начала впервые заниматься детьми с такими проблемами, изучать особенности мозга детей, не умеющих читать, используя сразу несколько наук – психофизиологию, лингвистику, психологию, биологию. Здесь мы стали использовать самые современные технологии, включая функциональное МРТ, позволяющее включать мозг человека во время нагрузки понимания текстов. Для полноценной педагогики надо понимать закономерности – как дети усваивают грамоту – и подстраивать процесс обучения под них», – рассказывает профессор.

Новые технологии и изучение особенностей мозга детей с определенными проблемами дают возможность более качественно учить детей читать и понимать прочитанное. Исследования позволяют, кроме пополнения фундаментальной базы, предлагать прикладные методики. Педиатрический университет – единственный среди всех медицинских вузов – выпускает также логопедов, поэтому результаты исследований включаются прямо в учебный курс.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Слово ректора

Ректор Педиатрического университета Дмитрий Иванов считает, что если санкционное давление коснется детской медицины, то мы его в конечном итоге переживем.

«С 2014 года сделаны огромные шаги по импортозамещению, просто об этом как-то не говорилось. Приведу пример из неонатологии. Есть такой препарат – сурфактант, он необходим недоношенным новорожденным. Учеными нашего вуза синтезирован искусственный сурфактант, который с успехом применяется у взрослых и детей более старшего возраста. Сейчас его надо просто немного усовершенствовать, и можно будет применять у самых маленьких. У нас в Петербурге на заводе «Фаэтон» выпускают превосходные аппараты ИВЛ, которые поступают для детей и ни в чем не уступают западным», – говорит ректор.

Дмитрий Иванов напоминает, что в советские времена практически все медицинские изделия и многие лекарства выпускались внутри страны

«Мы сейчас начали прорабатывать рынок в плане расходных материалов и с удивлением обнаружили, что очень хорошие материалы делают в Индии, в Иране. За какой-то промежуток времени мы слишком привыкли к тому, что получаем все из Европы и Северной Америки и думали, что в остальном мире ничего не производится. На самом деле это не так. На сегодня мы не испытываем никаких сложностей. Нам поставляют все. Компании с нашего рынка не ушли. Думаю, что в течение года наши предприятия смогут справиться, в остальном будут перестроены логистические цепочки. Безнадежной ситуации в стране нет», – отмечает Дмитрий Иванов.