Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

В Петербурге разработали новый эскизный проект памятника барону Мюнхгаузену

Для скульптуры подыскивают достойное место в Северной столице
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Петербургские архитекторы и скульпторы предложили установить на набережной реки Фонтанки, напротив дома №2, памятник участнику русско-турецкой войны барону Карлу фон Мюнхгаузену.

Он известен во всем мире как человек, рассказывающий невероятные истории. О его приключениях снимали фильмы и писали книги. Так, по мотивам произведений немецкого писателя Рудольфа Распе, посвященных приключениям барона, был снят фильм «Тот самый Мюнхгаузен».

Эскиз остался в Одессе

Письмо в Комитет по культуре Санкт-Петербурга с идеей об установке памятника архитектор, один из авторов идеи появления такого образа в Петербурге Дмитрий Лагутин направил в мае 2020 года. Два года назад как раз праздновалось 300-летие со дня рождения барона.

Место для будущего памятника выбрано не случайно. В доме №2 барон жил, как только прибыл в Петербург в 1738 году. По словам Дмитрия Лагутина, в свободное от службы время Мюнхгаузен вполне мог ловить рыбу на набережной реки Фонтанки.

«На создание образа Мюнхгаузена нас вдохновило одно из его приключений, описанное в немецкой книге Munchausen 1900 года. В ней рассказывается, как барон поймал щуку в Петербурге – мы предположили, что в Фонтанке. После того как рыбу распороли, среди прочего Мюнхгаузен обнаружил перчатку с вензелем Петра Великого.

Предполагается, что император однажды потерял ее во время одного из визитов в свой Летний дворец, как раз напротив дома №2. Поэтому другого места для установки памятника барону мы пока не рассматриваем», – рассказывает Дмитрий Лагутин.

Вместе с документами два года назад авторы идеи направили первый эскиз проекта памятника, над которым работал скульптор Серафим Чаркин (племянник известного петербургского скульптора Серафима Чаркина, скончавшегося в 2017 году. – Ред.). Это был образ Мюнхгаузена, который опирается на бочку, держа в руках удочку. Работа до Петербурга в итоге так и не добралась.

Найти источник финансирования дальнейших работ оказалось не так просто. В итоге идея оказалась заморожена. К тому же, помимо финансирования, вероятно, придется подумать и о новом месте установки памятника, как только наступит этот этап.

Как рассказали в Комитете по градостроительству и архитектуре, территория на набережной реки Фонтанки, 2, расположена в исторически сложившемся центральном районе. Она включена в перечень композиционно завершенных открытых городских пространств в соответствии с законом №820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия…».

А этот факт, сказали в ведомстве, запрещает размещение здесь произведений монументального искусства.

Вообще вновь поднять вопрос появления Мюнхгаузена в Петербурге – уже в этом году – решили после того, как одна из PR-компаний, которая работает с МХТ имени Чехова, обратилась к Дмитрию Лагутину с просьбой вернуться к идее создания памятника.

24 марта на сцене Александринского театра начались гастроли МХТ имени А.П. Чехова. Открыл их спектакль «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» по пьесе Виктора Крамера, написанной при участии Константина Хабенского (художественного руководителя МХТ имени А.П. Чехова. – Ред.).

«Мы рассчитывали к началу марта этого года сделать фигуру в натуральную величину по эскизу Серафима Чаркина (примерно в 2 метра высотой) из легких материалов – пенопласта или пластилина. Ее мы хотели представить Константину Хабенскому и его команде, как раз во время гастролей театра в Петербурге. Но, как я уже сказал, эскиз Чаркина до Петербурга не доехал», – рассказывает Дмитрий Лагутин.

Отразить в пластике

В поисках нового образа барона, над которым уже в этом году начал работу скульптор Михаил Попов, была попытка вернуться к работе Серафима Чаркина, но в процессе творческих размышлений скульпторы и архитектор решили от него отойти.

Совершенно другой образ – Мюнхгаузена, опирающегося на ружье-удочку – остался таким же динамичным, только без бочки и с треуголкой на голове персонажа.

«Порой нужно отвернуться от первоначальной идеи, обнулиться и взглянуть на образ по-другому. В этом процессе, как правило, находится что-то новое, захватывающее тебя полностью, – рассказывает скульптор Михаил Попов. – Создавая рабочую модель памятника, мы опираемся на исторические документы, среди которых черно-белая фотография, сделанная с портрета Мюнхгаузена 1752 года».

Удочка, которую держит Мюнхгаузен, наша собственная разработка, говорит Дмитрий Лагутин.

«В процессе долгого обсуждения, чем барон в то время мог ловить рыбу, мы пришли к тому, что на его ружье вполне можно было приделать обычную ветку. Возможно, наш герой нашел ее неподалеку от здания на Фонтанке, в котором жил. Ветку украшает вишня – символ весны. Именно весной он прибыл в Петербург», – рассказывает Дмитрий Лагутин.

Отметим, что в работе над новым образом Мюнхгаузена Михаилу Попову и Дмитрию Лагутину продолжает помогать Серафим Чаркин. «Моя задача – сделать объемную фигуру, которая смотрелась бы нетривиально, какой мы знаем личность самого Мюнхгаузена, или только считаем, что знаем. Загадок вокруг него очень много, и мне бы хотелось попытаться их разгадать и отразить в пластике», – рассказывает скульптор Михаил Попов.

По словам собеседника «Петербургского дневника», образ литературного персонажа весьма глубокий и совсем не рядовой.

«В этом сложность работы с ним. На мой взгляд, его личность весьма серьезная. Хотелось бы показать его настоящего, прежде всего как реального человека, а не героя фильмов и книг. При этом, безусловно, кинокартины и литература, а также собственные фантазии на тему его образа очень помогают при работе», – говорит Михаил Попов.

Попробовать разгадать все загадки, связанные со знаменитым литературным персонажем, время есть. С представителями МХТ имени А.П. Чехова пока удалось предварительно договориться о помощи для воплощения идеи в жизнь.

«В следующем году театр будет отмечать 125-летие с момента своего основания в 1898 году. Возможно, к юбилейной дате получится разработать проект и установить памятник. Во всяком случае, есть время на согласование всех работ и поиск финансирования», – сказал Дмитрий Лагутин.