Яндекс.Метрика
  • Игорь Осочников

Когда рядом брат: сотрудники ОМОН на транспорте рассказали, по каким принципам набирают в отряд

Сегодня в нашей стране отмечают День войск национальной гвардии Российской Федерации
Фото: Игорь Осочников / «Петербургский дневник»

Отряд мобильный особого назначения (на транспорте) «Балтика» Главного управления Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – подразделение уникальное. Он подчинен региональному управлению, но при этом зона его ответственности простирается далеко за пределы не только города, но и области. В нее входит весь Северо-Западный федеральный округ, частично Центральный, Приволжский и даже Уральский.

«Наши действия привязаны к транспортной инфраструктуре – аэропортам, железным дорогам, водным путям, – рассказывает командир ОМОН (на транспорте) «Балтика» полковник полиции Юрий Маслов. – Мы оказываем силовую поддержку сотрудникам Управления на транспорте МВД России на всей территории их зоны ответственности. Как по поддержанию порядка, так и во время профилактических мероприятий, рейдов, операций, которые, к примеру, проводят сотрудники уголовного розыска или отдела по контролю за оборотом наркотиков. Так, недавно в ходе операции была прекращена деятельность нарколаборатории. Вместе с оперативниками мы изъяли больше 400 кустов марихуаны, которую злоумышленники выращивали на втором этаже жилого дома».

История отряда восходит началу 90-х годов прошлого века. Тогда в рамках отдельного батальона патрульно-постовой службы при Северо-Западном управлении внутренних дел на транспорте была сформирована специальная рота. В апреле 1993 года на ее основе был создан ОМОН (на транспорте). В 2016 году он вошел в состав ГУ Росгвардии по Петербургу и области, но по-прежнему решает задачи совместно с транспортной полицией.

В силу специфики работы и обширности зоны ответственности, отряд по-настоящему мобилен. В случае необходимости для доставки сотрудников к месту назначения используется автомобильный, железнодорожный или авиационный транспорт. Так, в 2009 году после крушения «Невского экспресса» отряд обеспечивал работу аварийно-спасательных служб и оперативно-следственных бригад. А к месту катастрофы омоновцев доставили на мотрисе – моторном самоходном железнодорожном вагоне.

За плечами сотрудников транспортного ОМОНа — многочисленные командировки на Северный Кавказ, в ходе которых отряд, в числе прочего, занимался обеспечением безопасности железных дорог.

Фото: Игорь Осочников / «Петербургский дневник»

Друга прикроет друг

Людей в отряд отбирают очень тщательно. Сначала – предварительная беседа, в ходе которой командование старается понять мотивированность будущего сотрудника.

«У нас небольшое подразделение, и оно как семья. Человек в эту семью должен влиться. Нужны сработанность и взаимопонимание, – поясняет сотрудник ОМОН с позывным «Сирота». – Наша работа связана с риском. Люди испытывают большое психотическое давление. Поэтому я должен быть уверен в тех, кто рядом. У меня самого бывали во время службы моменты, когда казалось, что все внутренние резервы исчерпаны. Но я смотрел на своих братьев — и силы появлялись вновь».

После беседы кандидат на службу направляется к психологу. Затем медосмотр и сдача норматива по физподготовке. В заключение – спарринг. Во время поединка еще раз пытаются понять характер претендента на место в отряде. Он должен показать, что даже упав, вновь встанет и пойдет биться спина к спине. Не бросит товарищей.

Тем, кто прошел через сито отбора, до кого как они станут полноправными сотрудниками ОМОНа предстоит стажировка и отправка в учебный центр. И только после этого, сдав экзамены, они получат допуск к самостоятельной работе.

Фото: Игорь Осочников / «Петербургский дневник»

Юля и Пуля

Есть в составе «Балтики» и своя инженерно-техническая группа. Попросту – саперы. Они выезжают по тревоге каждый раз, когда на одном из объектов транспортной инфраструктуры обнаруживается какой-либо предмет, которой может представлять опасность. К примеру, бесхозный пакет или оставленная забывчивым пассажиром сумка. В состав бригады в обязательном порядке входит кинолог и собакой. Именно ей первой доверяют обследовать потенциально опасную находку.

Спаниель Пуля – сапер опытный. Ей шесть лет и все эти годы она вместе со своим инспектором-кинологом старшим прапорщиком Юлией служит в ОМОНе. Тренируются постоянно, поэтому как искать взрывчатые вещества Пуля знает хорошо. Порой доходит до курьезов.

«Недавно во время прогулки мы проходили мимо автостоянки, – рассказывает Юлия. – И Пуля проявила сильный интерес к одной из машин. Я узнала у консьержа адрес владельца автомобиля, связалась с ним. Оказалось – он охотник. Поэтому в машине устоялся запах пороха. На него собака и среагировала».

Свой навык Пуля демонстрирует и во время учебного выезда на Московский вокзал. Среди вещей отдыхающих в ожидании поезда пассажиров она безошибочно находит рюкзак со специальной закладкой-имитатором, и садится радом. Ни лаять, ни, тем более, касаться вещей нельзя – если в сумке действительно бомба, от громкого звука или толчка она может взорваться. Но собака о последствиях не знает. Ее просто так научили, и она выполняет свою задачу. В награду – любимая игрушка. То, что для людей серьезная, а порой и опасная работа, для собаки игра.

Фото: Игорь Осочников / «Петербургский дневник»

Справка

В оперативном обслуживании ОМОН (на транспорте) «Балтика» Главного управления Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области находятся объекты, расположенные на территории 19 субъектов Российской Федерации в 4 федеральных округах. Из них:

– 11 в Северо-Западном ФО,

– 5 в Центральном ФО

– 1 в Приволжском ФО

– 2 в Уральском ФО.

Железнодорожный транспорт:

Общая протяженность железнодорожных путей в зоне оперативного обслуживания – 16 тыс. 964 км со 116 вокзалами, 988 станциями и 1305 посадочными платформами и остановочными пунктами:

Воздушный транспорт:

22 аэропорта (19 в СЗФО, 3 в ЦФО), в том числе: 10 федеральных аэропортов.

Водный транспорт:

30 портов, из них 14 морских

Фото: Игорь Осочников / «Петербургский дневник»
Закрыть