Тата Хачатрян: «Мне все говорят после спектакля – он смотрится на одном дыхании»
История Шаганэ, загадочной восточной красавицы, музы Сергея Есенина, оставалась невидимой по сей день. В ее судьбе накрепко сплетены события бурных 1920-х годов, борьба за право быть собой, роковая встреча с великим русским поэтом. Актриса Тата Хачатрян, оживившая поэтический образ есенинской героини, рассказала «Петербургскому дневнику» о работе над спектаклем.
– Как родилась идея такой документально-исторической пьесы?
– Это документальная история, основанная на реальных событиях и написанная режиссером Каро Баляном. Сначала она была написана на армянском, а потом мы вместе перевели ее на русский язык. Работа была проделана колоссальная – мы изучили все возможные архивы и нашли родственников Шаганэ Тальян. И тогда у меня родилась идея, я предложила Каро, чтобы молитву в спектакле прочитал родственник Шаганэ, поэтому в нашей постановке есть даже голос ее внука.
– А для кого эта история? Кому она будет интересна?
– Я считаю, что это международный проект. Понятно, что армянская аудитория очень радостно его приняла, потом мы привезли пьесу в Санкт-Петербург, премьера была в Александринском театре – и там три дня был аншлаг. Интересно всем. Если говорить о возрасте, удивительно, что на спектакль приходят как очень взрослые люди, так и молодежь.
– Моноспектакль – это тяжелое задание для самой себя?
– Я работала в театре с 14 лет, можно сказать, я человек с большим опытом. Когда ты играешь с другими актерами на сцене, есть возможность прикрыться за кем-то из партнеров, но в моноспектакле ты должен ни на секунду не отпустить зрителя, потому что ты один, за тобой – никого.
– Какое настроение у спектакля, как вы думаете?
– Оно душевное. Единственное, что мне все говорят после спектакля: он смотрится на одном дыхании. Сколько раз я играла, не разу не слышала, чтобы кто-то в зале даже подкашливал.
– Вы не планировали записать видеоверсию постановки?
– Я думаю, наш спектакль красиво бы смотрелся на видео, потому что относительно других моноспектаклей он непростой. Обычно как: моноспектакль – это стол, стул и актриса, а у нас есть и компьютерная графика, и дорогостоящие эффекты.
– У вас есть какие-то приметы или традиции перед спектаклем?
– Я включаю музыку и всегда в гримерке перед спектаклями пританцовываю. Я сумасшедший меломан, слушаю все – от попсы до рока.
– Какие эмоции у людей, которые приходят смотреть спектакль?
– Когда я увидела, что после спектакля люди подходят со слезами на глазах, я поняла, что делаю все не зря и все было не случайно.