Кирилл Соловейчик об импортозамещении: «Будут и быстрые победы. Но будет и долгая, кропотливая и нудная работа»
Город снизит ставки по упрощенной системе налогообложения для малого и среднего бизнеса, работающего в обрабатывающей промышленности и IT-секторе, до минимума: один процент от доходов и пять – с доходов минус расходы. Меньше по закону нельзя. Об этом председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик рассказал на заседании постоянной комиссии ЗакСа по промышленности, экономике и предпринимательству. «Мы считаем, что это будет достаточно эффективная мера», – заметил он.
Также Соловейчик напомнил о «налоговом кешбэке» для бизнеса, который уже поддержал ЗакС. На возврат смогут рассчитывать те, кто инвестирует в науку и закупает оборудование. Также город планирует на миллиард рублей увеличить капитализацию Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, микрокредитной компании, которая выступает поручителем для предпринимателей в банках и выдает беззалоговые кредиты. Еще, как добавил Соловейчик, есть и договоренность с федеральным Фондом содействия инновациям о грантах в размере 30 миллионов рублей для тех, кто решит заняться импортозамещением в высокотехнологичных отраслях.
В том, что 30 миллионов рублей хватит, усомнился вице-президент Санкт-Петербургского союза предпринимателей Сергей Дмитриенко. В пример он привел бизнесмена, продукция которого уже занимает 10 процентов отечественного рынка. После ухода немецких и польских кампаний из России он готов развернуться на 80 процентов от рынка. «У него есть поставщики, все отечественное: рыбная мука и так далее. Но оборудование стоит 2 миллиона долларов. То есть уже нужно 220 миллионов рублей. И ведь это даже не среднее, а малое предприятие», – объяснил Дмитриенко.
Соловейчик не согласился, что 30 миллионов рублей для малого бизнеса не деньги. «Для большинства малого и среднего бизнеса это нормально. Но вы правильно говорите, что есть и проекты, которые требуют большего финансирования. Для таких в России есть и Фонд развития промышленности. В нем 200-300 миллионов рублей можно взять. Если нужно еще больше, то такого рода проекты вообще необходимо индивидуально рассматривать. Просто малому предприятию давать миллиард долларов – это уже слишком», – констатировал Соловейчик.
«Импортозамещать» в Петербурге намерены не все. По опросам Соловейчика, только 35 процентов опрошенных комитетом предприятий, считают, что у них могут возникнуть риски в будущем, а 65 процентов сказали, что рисков для себя не видят. «Дым, конечно, еще не развеялся, – заметил Соловейчик. – Но есть оборонная промышленность, которая всегда готова к такому раскладу событий. Есть и необоронная промышленность, которая не видит проблем. Но 35 процентов видят будущие сложности ввиду отказа поставщиков выполнять свои обязательства. Именно эти проекты я вижу как проекты импортозамещения. Все остальное можно решить иначе», – добавил он.
Площадей в Петербурге для будущей промышленности, по подсчетам Соловейчика, хватит. Кадровый вопрос также решаемый. Потенциал для роста промышленности тоже есть. «У нас есть огромные рынки, которые мы потеряли. Сто процентов мы вернуть, конечно, не сможем. Но у нас есть большие промышленные ниши, текущие и вновь образовавшиеся, начиная от пищевой промышленности и заканчивая радиоэлектроникой».
Сроков, когда импортозамещение можно будет считать состоявшимся, Соловейчик давать не стал. «Будут и быстрые победы. Но будет и долгая, кропотливая, нудная работа. Ведь любое высокотехничное изделие не так просто повторить. Даже тот материал, из которого оно сделано, – это очень сложный продукт», – заключил он.