Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Врачи рассказали, в чем необходимость регулярного проведения флюорографии

Всемирный день борьбы против туберкулеза ежегодно отмечается 24 марта по инициативе Всемирной организации здравоохранения, в 1993 году объявившей туберкулез глобальной проблемой. Петербургские врачи-фтизиатры рассказали и показали, как в городе лечат это социально опасное заболевание

Городской противотуберкулезный диспансер – головное учреждений всей противотуберкулезной службы Петербурга, объединяющее 25 юридических лиц: районные диспансеры, санатории, стационары и отделения при больницах. Его, как и службу в целом, возглавляет главный внештатный специалист-фтизиатр Петербурга Александр Пантелеев. Он и проводит экскурсию по учреждению.

Флюорография раз в два года

«Туберкулез – очень неприятная инфекция. Длительное время она не имеет никаких симптомов, и появление симптомов означает, что она перешла в достаточно распространенную стадию. Специфические симптомы – небольшая температура, небольшое снижение веса, ночная потливость, небольшое подкашливание. Эти симптомы характерны для любого легочного процесса или даже могут быть при обычной интенсивной утомляемости. В этом и заключается опасность туберкулеза, до поры человек его не ощущает. Но, с другой стороны, это длительное течение дает возможность выявить его на бессимптомной стадии, и именно на это направлено ренгтенологическое обследование – та самая флюорография, на которую всегда так активно приглашают врачи поликлиник. Именно она выявляет минимальные изменения легочной ткани. Детям для раннего выявления делаются реакция Манту и Диаскинтест. Рано выявленный больной профилактирует дальнейшее распространение опасного заболевания», – рассказывает Александр Пантелеев.

Врачи иногда шутят, что самые эпидемиологически чистые медучреждения города, вопреки мнениям обывателей, это противотуберкулезные и кожно-венерологические диспансеры. Уборка и дезинфекция здесь проводится в режиме нон-стоп и с особой тщательностью. Все, включая посетителей, в масках, а еще лучше – в респираторах.

«Противотуберкулезная служба в Петербурге сформировалась в 50-х годах прошлого века, и та модель, которая существует, – это уникальная модель, ставшая прототипом для противотуберкулезных служб многих стран мира. Она основана на длительном наблюдении больных и осуществляется в изолированной службе, работающей только по туберкулезу. Она состоит из амбулаторных учреждений и стационаров. Городской тубдиспансер как головная служба системы координирует деятельность районных служб, и сюда же в конечном итоге попадает пациент с подозрением на туберкулез для уточнения диагноза и координации лечения», – уточняет главный врач диспансера.

Ситуация стабильная

Сейчас в Петербурге ситуацию с распространенностью и заболеваемостью туберкулезом врачи называют благоприятной, показатели исторически минимальные с советских времен – 21 заболевший на 100 тысяч населения. Всего в городе 1500 больных туберкулезом, в том числе 45 детей.

«На протяжении многих лет мы наблюдаем существенное снижение заболеваемости. Последние два года мы находимся на минимальном за всю историю наблюдений уровне, таких цифр не было даже в СССР», – отмечают фтизиатры.

Туберкулез действительно становится редким заболеванием. Врачи отмечают, что для человека здорового, не имеющего сопутствующих заболеваний и социальных проблем, риск контакта с больным минимален. Но это не должно приводить к отрицанию возможности заразиться. Инфекция контролируемая, но, к сожалению, не искоренимая полностью.

«Задача службы – удержание минимума заболевших. Для этого и нужна профилактическая флюорография раз в 2 года. Если в вашем окружении есть больные и вы знаете об этом, стоит прийти в тубдиспансер, где вас бесплатно обследуют и вы будете уверены, что здоровы. Основная масса случаев выявляется именно из контакта с больными», – уточняет заместитель главного врача по медицинской части главврача диспансера по медицинской помощи Елена Шевырева.

Источник заражения

В городском диспансере – универсальный ряд диагностической базы, который используется для всего города. Например, здесь лечат больных внелегочным туберкулезом. Его сейчас мало, меньше 3 процентов от всех случаев, но все же бывает.

«Туберкулез может поражать все органы, кроме волос, ногтей и зубов. Поэтому у нас работают специалисты и лабораторная служба дифференциальной диагностики всех случаев внелегочного туберкулеза. Больных принимают ЛОР-врачи, врачи-офтальмологи, гинекологи», – уточняет Александр Пантелеев.

В 90-е годы основным источником заражения туберкулезом были места лишения свободы. Сейчас пенитенциарная система «поставляет» всего 4 процента от всех случаев туберкулеза благодаря профилактике. Бездомные тоже все реже болеют чахоткой. Сегодня основным источником заражения являются люди, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, а также лица с сопутствующими заболеваниями, как правило, с ВИЧ, это треть всех больных. Типичный портрет больного туберкулезом в Петербурге сегодня – это мужчины 35-45 лет, безработные и употребляющие психоактивные вещества.

С такими людьми важно особенно тщательно проводить работу, цель которой удержать пациента на лечении.

«Туберкулез требует очень длительного лечения. Минимальный курс – 6 месяцев, если же у больного широкая лекарственная устойчивость, то 20 месяцев химиотерапии и больше. Лечение состоит из двух фаз – интенсивной, которая, как правило, производится в стационаре под наблюдением медперсонала, и поддерживающей. Прием препаратов должен быть контролируемым. В стационаре это делать легко, но необходимо контролировать, чтобы лечение продолжалось и на амбулаторном этапе. Чтобы обеспечить непрерывность лечения, мы организовали службу видеоконтролируемого лечения. Раз в неделю выдаем пациенту препараты, в дальнейшем осуществляется контроль посредством видеосвязи, пациент на глазах медработника принимает препараты. Мы должны приложить максимально все усилия, чтобы вылечить пациента. Для этого у нас работают психологи, социальные работники. Мы делаем все возможное, чтобы удержать пациента на лечении, это условие успешного излечения», – уточняет Елена Шевырева.

По ее словам, от лечения отказываются немногие, хотя по существующему законодательству лечение туберкулеза – дело добровольное, с чем медики не совсем согласны, ведь речь идет о социально опасном заболевании. Но есть такие, кто не желает принимать свой диагноз, попросту не верит в то, что больны. Врачи убеждают всеми возможными и невозможными методами, что лечиться надо. Туберкулез можно вылечить, но еще лучше предупредить.