Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

В Петербурге начали работу над созданием 3D-модели «Мефистофеля»

Она поможет реставраторам при воссоздании работы Александра Лишневского, которая ранее была сбита с фасада одного из домов в Петроградском районе
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Накануне в петербургском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) специалисты начали работу над 3D-моделью произведения.

Напомним, что архитектурно-художественный элемент сбили с фасада жилого дома на Лахтинской улице, 24, в августе 2015 года. В конце 2021 года праправнучка Александра Лишневского, архитектора проекта дома-памятника на Лахтинской, 24, Елена Турковская попросила содействия в сохранении исторически и художественно важных фрагментов фасада дома в виде горельефа «Мефистофель» в стенах петербургского Центра культурного наследия имени академика Б. Б. Пиотровского, а не в камере вещественных доказательств отделения УМВД.

В ВООПИиК пошли навстречу ей и согласились принять фрагменты, предварительно получив согласие о передаче от Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).

В начале февраля сотрудники полиции передали четыре мешка и одну коробку с фрагментами горельефа «Мефистофель» в ВООПИиК. В дальнейшем фрагменты разместят в стенах нового Центра при общественной организации, который открыли в ноябре 2021 года.

Недостающие элементы

Пока элементы находятся в отделении организации. Здесь вчера начались работы по созданию 3D-модели Мефистофеля.

«Она может помочь реставраторам в процессе будущего воссоздания горельефа. Пока мы решаем, как лучше оформить экспозицию с сохранившимися фрагментами произведения в Центре культурного наследия имени академика Б. Б. Пиотровского на Захарьевской улице. В работе над созданием 3D-модели помогает компания «Союз экспертов Северо-Запад». Используя современное оборудование, делается сканирование элементов произведения, которые впоследствии будут «собраны» воедино. Таким образом, будет создана сама модель», – сказал заместитель председателя Совета петербургского отделения ВООПИиК Антон Иванов.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

В чем же заключается сама технология? «Когда сканер наводится на фрагмент, оптическая сетка буквально «обволакивает» объект, полученная информация передается на компьютер, где с помощью специальной программы создается его модель. При этом две встроенные в сканер камеры непрерывно фотографируют объект, таким образом фиксируя текстуру. В итоге мы уже видим результат сканирования, то есть 3D-модель каждого фрагмента, из которых впоследствии собирается произведение», – рассказывает директор и основатель компании «Союз экспертов Северо-Запада» Максим Филипович.

Сколько времени понадобится на сканирование и «сборку» всех фрагментов произведения, специалисты пока затруднятся ответить.

«Нам еще предстоит решить, что мы будем делать с недостающими фрагментами горельефа. Есть два варианта: либо мы делаем модель элементов на компьютере, опираясь на исторические фотографии. Либо мы «склеиваем» модель целиком и печатаем на 3D-принтере с утраченными элементами, а реставраторы непосредственно во время работ на объекте смогут «долепить» из материала недостающие элементы»,  –сказал Максим Филипович.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Создать базу данных

По словам эксперта, метод сканирования объектов позволит сохранить многие памятники истории и культуры, включая дома.

«Я часто на различных конференциях озвучиваю предложение, чтобы делать сканирование фасадов зданий как на этапе разработки проекта реставрации, так и после нее, тем самым фиксируя объект уже в хорошем состоянии. Это позволит в случае какой-либо утраты или при следующей реставрации через 7-10 лет пользоваться съемкой объекта и анализировать, что с ним происходило на протяжении нескольких лет «его жизни». Такая информация, например, в перспективе 50-100 лет с научной точки зрения даст неоценимый вклад для сохранения наследия», – сказал Максим Филипович.

Он отметил, что 3D-сканирование активно используется в промышленности. Так, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России сегодня чаще использует эти технологии по сравнению со сферой культурного наследия.

«Сегодня есть много исторических материалов, но они все разрозненные, хранятся в разных структурах, не носят системного характера. Если можно будет как раз систематизировать такую информацию, то, по сути, получится создать большую базу данных, которую можно будет использовать и для работ по реставрации, и как некий архив», – сказал Максим Филипович.

К слову, Антон Иванов идею поддержал и отметил, что сегодня ВООПИиК направило свои предложения в Министерство культуры России о возможности создания федеральной программы по инвентаризации фасадов исторических зданий с помощью 3D-сканирования.