Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Архив открывает двери для школьников

В Санкт-Петербургском институте истории РАН, имеющего богатейший архив уникальных документов, состоялось событие, которое, возможно, повлияет на дальнейший ход учебного процесса в городских школах А все дело в том, что между научным учреждением и гимназиями № 67, 70 и 85 Петроградского района было подписано соглашение о сотрудничестве
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Исследователи за партами

За этой скучной официальной формулировкой скрывается желание педагогов не потерять подрастающее молодое поколение. Именно поэтому директора этих трех школ и обратились за помощью к историкам, причем по собственной инициативе. Что оно им дает? Очень многое, причем в выигрыше остаются и сами педагоги, и ученые, и школьники.

Сотрудничество предполагает, что профессиональные историки будут с определенной регулярностью читать в гимназиях лекции, чтобы познакомить учеников, интересующихся гуманитарными знаниями, с различными направлениями исторической науки – источниковедением, вспомогательными дисциплинами и особенностями работы с памятниками письменности. Но главное, что дети получат еще и возможность применять полученные знания на практике – работать в архиве института истории.

«Сейчас ученики старших классов для допуска к государственной итоговой аттестации должны суметь самостоятельно подготовить собственные исследовательские проекты, – рассказывает директор гимназии № 67 Петроградского района Екатерина Григорьева. – А работа с реальными историческими документами предоставит им уникальный шанс стать настоящими исследователями, еще находясь за партой. И это, конечно же, очень сильно пригодится им при обучении в институтах».

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Простота хуже безграмотности

Надо сказать, что соглашение с ИИ РАН заключено в рамках проекта «Факультет общественных наук», в котором участвуют гимназии Петроградского района и учреждения науки и высшей школы. Цель этой программы – профессиональная ориентации школьников и их мотивирование к поступлению в профильные учебные заведения. Так что преподавание истории на «взрослых» началах – это только одно из, так сказать, направлений «Факультета общественных наук». Но и одно из самых важных.

«Чем меньше простой человек знает историю, тем лучше он в ней «разбирается», потому что привык оперировать готовыми простыми схемами, – отмечает Алексей Сиренов, директор Санкт-Петербургского института истории РАН. – Но стоит ли в жизни такими «заготовками» довольствоваться? Окружающий нас мир ведь на самом-то деле очень сложен. И если мы научимся анализировать происходящее и уже прошедшее, то станем устойчивее в катаклизмах».

Поэтому ученый уверен, что умение чувствовать и понимать историю просто необходимо для молодого поколения, собирающегося вступать во взрослую жизнь. Ну а, кроме того, от сотрудничества с гимназиями Сиренов видит и прямую выгоду для самого института: а вдруг кто-нибудь из недавних школяров вернется туда уже в качестве профессионального исследователя? Кадры, как известно, решают все. Особенно если они хорошие.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Чутье истории

Разумеется, никого из школьников насильно заставлять изучать историю в дополнительных объемах и «копаться в бумажках» никто не собирается. Тем более что подобные занятия будут проводиться в свободное от учебы в школе время. Дело это сугубо добровольное. Скажете, что нынешние школьники и так в совершенстве знают, чем занять свой досуг? Оказывается, гаджеты все-таки не всесильны в борьбе за внимание детей.

«В рамках проекта «Факультет» у нас до начала пандемии уже читали лекции преподаватели из Петербургского университета, – делится директор гимназии № 85 Николай Смирнов. – И на такие занятия часто приходили ученики, которые вообще ничем ранее не интересовались. А главное, они постоянно задавали вопросы! По сути, ради этого мы, преподаватели, и занимаемся своим делом».

Кстати, свидетелями заключения договора о сотрудничестве с НИИ РАН были школьники из трех гимназий-«подписантов» – первая партия тех самых добровольцев. Причем сотрудники института при обращении к ним использовали слово «коллеги», а после официальной части провели для них экскурсию по архиву и реставрационным лабораториям. И надо было видеть выражение на лицах ребят, когда они рассматривали раритеты (многие из которых существуют в единственном экземпляре) и знакомились с азами архивного дела! И даже запах старинных фолиантов приводил их в восторг. Вот оно – чутье истории.

«Мне кажется, подобные занятия очень важны еще с одной точки зрения, – делится Алексей Сиренов. – Научившись ценить то, что хранится в архиве, у ребят может проснуться интерес и к документам, касающимся истории их семей. Может быть, тогда перестанут встречаться на помойках выброшенные фотографии и письма? Я вот совсем недавно подобрал во дворе целую переписку…»