Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

«Не музейный экспонат, а живой инструмент»: Петербургская неделя балалайки пройдет в Северной столице

Участники проекта исполнят произведения различных жанров – от классики до рока

Балалайка – один из самых русских инструментов, ставших символом нашего народа. Ее возрождением мы обязаны музыканту-новатору Василию Андрееву. Впервые услышав балалайку в тверской деревне, он загорелся идеей играть на ней самому, довести игру и сам инструмент до совершенства и выступать с концертами. Так, 20 марта 1888 года в Санкт-Петербурге в зале Кредитного общества состоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайках». Этот день считается днем рождения оркестра русских народных инструментов. В настоящее время он именуется как Государственный академический русский оркестр имени В. В. Андреева.

После ошеломляющего успеха началось триумфальное шествие оркестра народных инструментов в России и в зарубежных странах. В 1890 и 1892 годах балалаечники успешно выступали во Франции, где Василий Андреев был избран членом Академии изящных искусств и награжден орденом Почетного легиона «за введение нового элемента в музыку». Благодаря таланту музыканта весь мир играет именно на «андреевских» балалайках. Как говорил сам новатор: «Искусство объединяет, а в единении – сила, и чем больше, чем шире будет распространяться музыка по лицу земли родной, тем лучше».

Петербургская неделя балалайки

В конце июля-начале августа в Санкт-Петербурге пройдет ежегодная «Петербургская международная неделя балалайки «Русское чудо». Одним из постоянных участников является ансамбль русских народных инструментов из Санкт-Петербурга «Квинтет четырёх», который исполняет актуальную музыку разных жанров на русских народных инструментах – от классики и джаза до мировых хитов рок-музыки. Из авторских работ – переосмысление «Картинок с выставки» Модеста Мусоргского, которого молодые музыканты считают первым русским рокером. Это актуально, современно и свежо, говорят участники квинтета.

«С одной стороны, балалайка – инструмент, который плотно связан с Россией и нашей культурой, а с другой – это живой инструмент, который развивается с точки зрения репертуара, приемов игры и совершенствования исполнительского мастерства, – рассказал «Петербургскому дневнику» руководитель коллектива Андрей Долгов. – За последние двадцать лет вырос средний уровень игры на балалайке и домре, инструмент продвигают новые исполнители, в результате чего он получает вторую жизнь. Всегда появляются такие музыканты, которые хотят, чтобы инструмент был не просто музейным экспонатом, а становился ближе к людям».

Очень важно донести до современного человека, что русская балалайка это не только «калинка-малинка» или какие-то потешные наигрыши на трёхструнке, но и огромные возможности для исполнения классической, джазовой и эстрадной музыки, рассуждает руководитель коллектива «Бис-Квит» Андрей Антипов. Ансамбль, основанный студентами Санкт-Петербургского музыкального колледжа имени Н. А. Римского-Корсакова, является лауреатом международных конкурсов, обладателем звания «Посол русской культуры».

«На балалайке можно с лёгкостью исполнить Моцарта, Вивальди, Пьяццолла, а звучание таких произведений, как «Полёт шмеля», «Summertime», композиций Sting или группы Queen абсолютно переворачивают представление о русской балалайке, – признается он. – Каждый раз, выходя на сцену в России и за рубежом, мы с группой «Бис-Квит» стараемся показать, что русская балалайка в своём современном виде это уникальный русский инструмент, который может заставить зрителя плакать и смеяться, погрузить в атмосферу космоса и иллюзий, удивить виртуозным звучанием и влюбить в себя на всю жизнь».

Санкт-Петербургский театр песни и танца «Морошка» работает в народно-сценическом жанре. За 12 лет существования коллектив побывал с гастролями во многих странах мира: Греции, Алжире, Великобритании, Китае, Мальте, Ирландии, Эстонии. Везде театр встречали овациями, искренними словами благодарности.

«За последние два-три года часто сталкиваюсь с такой реакцией в европейских странах, когда зрители после концерта подходят и говорят: мы думали, что русские злые и ужасные, а вы, оказывается, добрые и прекрасные, – поделилась воспоминаниями с «Петербургским дневником» директор и художественный руководитель театра песни и танца «Морошка» Надежда Полтавченко. – Пять-семь лет назад такой реакции не было. В любом случае первоначальное напряжение быстро проходит, и люди делятся своими эмоциями. Обычно зрители выделяют балалайку- контрабас, обсуждают между собой этот диковинный инструмент или интересуются у музыкантов. Но особенно приятно, когда зрители говорят, что звучание русских народных инструментов насколько качественное, что его не отличить от симфонического оркестра».

Границам вопреки

Ежегодно в программе принимают участие виртуозы не только из регионов России, но и музыканты-исполнители игры на балалайке из числа соотечественников, проживающих за рубежом. Особенное впечатление в 2018 году на зрителей произвела 76-летняя участница фольк-группы «Singing Nations» Нина Бызова, прилетевшая в Петербург из Новой Зеландии. Будучи инженером-механиком путей сообщения, она самостоятельно выучилась играть на балалайке.

«Это своего рода повышение квалификации, которое позволяет музыкантам набраться опыта у ведущих балалаечников города», – рассказали в Комитете по внешним связам Санкт-Петербурга. – Совместно с нашими партнерами – Театром-фестивалем «Балтийский дом», ансамблями «Бис-квит», «Квинтет четырех», Русским театром «Морошка» и другими комитет ставит цели сохранять, развивать и пропагандировать народно-сценический жанр в Санкт-Петербурге и за рубежом, а также привлечь зрителей к патриотическим настроениям и участию в популяризации русской музыки».

В 2020 году на участие в «Петербургской международной неделе балалайки» было подано 34 заявки из городов-партнеров Санкт-Петербурга и регионов России, а также из зарубежных стран. Но из-за пандемии проект пришлось отложить на год. С 31 августа по 5 сентября 2021 года по инициативе Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга прошла Петербургская международная неделя балалайки, центральным событием которого стал фестиваль «Русское чудо» в Александровском парке.

«В силу исторических причин мало кто знает, что балалайка родилась в Петербурге, но когда-нибудь это обязательно станет общеизвестным фактом, надо продолжать популяризировать инструмент и с гордостью нести миру это направление искусства», – уверена Надежда Полтавченко.

Закрыть