Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Как врачи Мариинской больницы хаосом управляют

Установить пневмопочту для анализов и увеличить количество санитаров – в Мариинской больнице поделились с «Петербургским дневником» планами по совершенствованию работы приемного отделения и рассказали о том, как устроена его работа
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Мариинская больница – единственный стационар-тысячник, находящийся непосредственно в центре Петербурга. За последние два года пандемии больница работала и с COVID-19, и в своем обычном режиме оказания скорой, неотложной и плановой помощи. Как функционирует отделение и для чего нужны разноцветные кружочки в шоковой операционной, рассказал заведующий отделением Михаил Митичкин.

ЭКСТРИМ КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Журналисты «Петербургского дневника» приехали в Мариинскую больницу в 10 утра во вторник – относительно спокойное время. В отделении от силы десяток пациентов.

«А вот за день до этого был сумасшедший дом. В приемное поступили за сутки 388 пациентов – при том, что мы рассчитаны на 150-200. Поток очень разнообразный: инфаркты, инсульты, кровотечения, травмы. Причем много «желтых», то есть лежачих, – 70 человек! А чтобы одного транспортировать, надо два санитара», – рассказывает Михаил Митичкин.

С чего вдруг так много пациентов, заведующий отделением не понимает. С погодой все хорошо, гололеда нет, перепадов давления особых нет тоже. А между тем 388 пациентов за сутки!

Каждые 5 минут в кабинет заведующего заглядывают коллеги. Кому-то нужны истории болезни,кому-то – экспресс-тест,  санитары ищут свободную каталку…

«Управляемый хаос», – улыбается Михаил Митичкин.

Его медицинская специализация – пульмонолог по первому образованию, а также он имеет квалификацию врача скорой помощи. Михаил Митичкин возглавил приемное всего полгода назад, после того как почти два года руководил красной зоной в Мариинской. Он вспоминает, что для врача-пульмонолога встреча с COVID-19 была неожиданностью: непонятно, как лечить, что так стремительно происходит с легкими? Переломным моментом доктор считает переход на лечение гормонами.

Рад ли он, что инфекционная красная зона для него закончилась? Отвечает: «У нас и тут драйва полно, мы же в приемном отделении, а здесь каждый день – свой экстрим. Мне нравится врачом работать, так что все хорошо».

Михаил Митичкин немного сожалеет, что не хватает объема лечебной работы, больше приходится организовывать. Но каждого шокового пациента он смотрит лично.

КАК СВЕТОФОР

Идем по коридорам, заглядываем в залы с указателями разных цветов. «В «зеленом» зале время обследования может затягиваться до 4 часов. Для «желтых», лежачих, время обследования – максимум 2 часа. Самые тяжелые – «красные», шоковые. Тут лечение и обследование начинаются моментально, сразу после поступления. При этом ситуация, когда в отделении скорой помощи приходится подождать, характерна для всех больниц в любой стране мира.

«Нигде невозможно столько докторов направить в приемное, чтобы каждому пациенту немедленно оказать помощь. Всегда любой скоропомощный стационар работает с перегрузом. Никто же не знает, какой следующий пациент приедет. Есть интеграция со скорой помощью. Тяжелого лежачего встречают два или три фельдшера, ходячих – фельдшеры или медсестры. Если пациент едет с уже определенным тяжелым диагнозом, то его ждет бригада врачей, потому что в любой момент пациент может из «желтого» стать «красным». Если знаем, что везут «ОКС с подъемом» (острый коронарный синдром тяжелой категории с выраженными изменениями в кардиограмме. – Ред.), то встречает уже кардиолог, и часто пациента сразу везут в операционную на стентирование. С хирургическими так же», – рассказывает Михаил Митичкин.

Сейчас в «зеленом» зале сидят человек восемь. «Желтых» и «красных», к счастью, нет. Но после полудня поток увеличивается стремительно. Пока что «зеленым» медсестры делают обязательные анализы и процедуры: берут кровь, измеряют давление, пульс, сатурацию, температуру.

Определенный минимум обследований зависит от диагноза. По минутам очень четко расписано, какой объем обследования необходимо выполнить. Особенно если речь идет о самых тяжелых пациентах, острых сердечно-сосудистых заболеваниях,  травмах, кровотечениях.

Концентрация всех возможностей стационара – в противошоковом зале, фактически это вся больница в миниатюре. Здесь есть УЗИ, аппарат искусственной вентиляции легких (ИВЛ), рентген, каталки с подогревом, потому что шоковых пациентов необходимо согревать – это одно из правил оказания помощи.

А через дверь – противошоковая операционная. Здесь можно выполнить практически любые оперативные вмешательства с применением современных технологий. Собрана вся необходимая аппаратура – эндоскопическая стойка, ИВЛ для шоковой операционной, есть прибор для реинфузии крови – при большой кровопотере можно собственную кровь пациента забрать и влить обратно.

В противошоковой палате видим нарисованные на полу большие разноцветные кружочки, на которых написано: «ответственный дежурный хирург», «операционная медсестра», «анестезиолог», «санитар», «травматолог», «челюстно-лицевой хирург» и прочее – как в детской игре, где надо ходить фишками.

«Кружочки нужны больше для напоминания», – рассказывает заведующий.

В ПРИЕМНОМ НУЖНЫ УНИВЕРСАЛЫ

Интересно, каково в понимании Михаила Митичкина идеальное отделение скорой помощи? По его мнению, когда говорят, что медицина где-то лучше, где-то хуже, – это, конечно, верно, но только если речь идет о возможностях медицины в целом. Отделения скорой помощи (или приемные отделения) в любой стране примерно одинаковые, потому что нагрузка и поток пациентов непредсказуемы. Все зависит от слаженности и тренированности персонала.

Но всегда есть что улучшить. Например, Михаил Митичкин хочет установить пневмопочту для анализов, чтобы ускорить их транспортировку в лабораторию прямо из процедурной. Еще бы хотелось увеличить количество санитаров – их всегда не хватает при большом потоке пациентов.

«Все наши врачи проходят переподготовку по скорой помощи. Идея в том, чтобы в приемном работали именно врачи скорой помощи, которые по квалификации являются универсалами, а специалистов приглашали уже потом, после установленного диагноза. Хирург не должен в приемном работать на сортировке, он должен оперировать пациента с уже установленным диагнозом. Идея будет реализована в ближайшее время. Идеальное приемное представить невозможно, но можно попытаться создать идеальную организацию с четкой сортировкой», – убежден заведующий.

Мы пробыли в отделении около двух часов. Обманчивый покой утра быстро закончился. На пандусе приемного – скорая за  скорой. Практически без перерыва.

23-25 пациентов проходят через противошоковые залы Мариинской больницы каждую неделю. Однако спрогнозировать, каким точно будет поток пациентов в день, довольно трудно, отмечают врачи.