Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Эксперты рассказали, как планируют защищать отечественную инфраструктуру

В Петербурге проходит международная выставка передовых технологий обеспечения безопасности личности, общества и государства «ЭКСПОТЕХНОСТРАЖ»
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

На международной выставке передовых технологий обеспечения безопасности личности, общества и государства «ЭКСПОТЕХНОСТРАЖ» обсудили новейшие отечественные разработки для системы «Безопасный город».

В прошлые годы много говорили об импортозамещении и технологическом суверенитете, но эти процессы проходили довольно медленно ввиду множества предложений западных компаний на рынке. Теперь же импортозамещение не тема для обсуждения, а безальтернативная необходимость.
Заслуженный изобретатель РФ генеральный директор ЗАО «ИНТЕГРА-С» Владимир Куделькин рассказал об отечественной интеграционной платформе для «умного и безопасного города».

«Наш консорциум уже более 25 лет работает над единой системой управления объектами. Так была создана технология, которая, кстати, превосходит западные аналоги, и запатентована, – 4D ГИС. На ее базе построена информационная платформа, решающая многие задачи», – заметил Владимир Куделькин.

Он рассказал, что еще в 1996 году компания создавала объекты в 3D с глубокой интеграцией. На сегодняшний день европейские коллеги еще только начинают заниматься этой темой. Технология 4D ГИС существенно отличается от классических 3D-моделей.

«Мы создаем цифровые клоны объектов. Датчики противопожарной, или например охранной сигнализации и прочее – все привязано к конкретным географическим координатам. Все подключенные устройства отслеживаются в тех параметрах, в которых они должны быть для безопасного использования», – продолжает Куделькин.

Визуализация состояния объектов и территорий в 4D ГИС с привязкой к реальному времени и географическим координатам, открывает новые возможности в области безопасности. Скажем, стационарные камеры фиксируют то или иное нарушение в конкретной точке города. В обычной ситуации необходимо найти камеру, которая, возможно, может показать нарушение. Достаточно ввести координаты и получить изображение со всех камер, захватывающих нужную область. Наглядность и информативность модели можно повысить, включив виртуальную и дополненную реальность.
В данном случае дополненная реальность представляет собой видеоизображение, «наложенное» на объекты четырехмерного виртуального мира. Как говорит Владимир Куделькин, благодаря алгоритмам нейронной аналитики можно «сшить» сотни камер. К слову, технология может быть использована для обнаружения беспилотных летательных аппаратов.

«Для чего нужны эти сектора обзора? Скажем, Самара, единственный город в мире, в котором все гостиницы, рестораны, кафе и другие общественные места во время чемпионата мира по футболу были объединены в единую систему. Правоохранители, разыскивая того или иного нарушителя, получали через систему информацию, где сейчас находится нарушитель, где он был час назад или вчера. Более того, 4D ГИС позволяет наложить полученное с камер видео на реальные географические координаты», – продолжает эксперт.

Владимир Куделькин обратил внимание, что система интегрирована с ГЛОНАСС. Допустим, ГЛОНАСС передает данные об аварии на дороге в рамках работы аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Условно, в результате аварии перевернулся бензовоз, горят машины, требуется срочно принять меры. Система 4D ГИС с привязкой к конкретному месту позволяет оперативно получить необходимую информацию с места событий и адекватно отреагировать на нее.

По его словам, можно создать цифровые клоны, двойники танков, кораблей, заводов, городов. Это позволяет в режиме реально времени отслеживать ситуацию на контролируемом объекте, поддерживать его безопасность и функциональность.

Система контроля на транспорте

О развитии транспортной инфраструктуры и технологий «умного города» рассказал руководитель направления беспилотного транспорта Университета ИТМО Илья Попов.

Он отметил, что, учитывая санкционную политику Запада, количество пассажирских авиаперевозок резко сократилось. А вот на железной дороге пассажиропоток растет. Причем за последний год он увеличился на 39%. Более того, в этом году планируется заменить до 20% плацкартных вагонов на новые. Чем больше пассажиров, тем вероятнее возникновение ЧП, поэтому необходимо уделить особое внимание безопасности.

«Системы контроля регистрируют не только внешние площади, но и вагоны, тамбуры, кабину машиниста. К тому же сейчас планируется установить систему контроля посадки и высадки пассажиров, – говорит Попов. – Не секрет, что одну из основных опасностей для пассажиров представляет именно железнодорожная платформа. Были случаи, когда система детекторов не срабатывала, и двери вагонов зажимали руки детей. Поэтому внедряется новая система, которая будет не только отслеживать положение человека в кадре или например его проход за ограничительную линию, но и контроль неадекватного поведения людей».

Он добавил, что согласно существующим прогнозам, к 2030 году число беспилотного транспорта в мире достигнет 10 миллионов единиц. Так, только железнодорожный беспилотный транспорт может появиться более чем в 50 странах.

«В этом году на московском центральном кольце будет курсировать беспилотная «Ласточка». К слову, по всему миру объем рынка беспилотных автомобилей может составить более четырех миллиардов долларов к 2030 году, – заявляет Илья Попов. – В России на развитие беспилотного транспорта и инфраструктуры для него выделено 800 миллиардов рублей из федерального бюджета. В РФ к 2030 году планируем запустить и грузовую беспилотную логистику. Сначала между Москвой и Петербургом».

Безопасность детей

Исполнительный директор ООО «Союзинфотех» Максим Сизов рассказал о проекте «Для самых родных». Это единая система, внутри которой формируется единый след пользователя. Прежде всего система помогает обеспечить безопасность учеников на территории учебного заведения и позволяет предотвратить аварийные ситуации.

«Это касается мониторинга входа-выхода с использованием искусственного интеллекта, что позволяет ограничить присутствие посторонних на территории школы. Система использует запрет на двойной вход или выход из учебного заведения по одному идентификационному ключу, что исключает возможность передачи пропуска другим ученикам для фиктивного прохода, как и нарушителям», – говорит Сизов.

Он добавил, что система «Для самых родных» работает по принципу технологий, использующихся службами безопасности метрополитена, аэропорта. Ее главная задача – выявление нарушителей и злоумышленников. Видеонаблюдение использует элементы искусственного интеллекта. Система способна распознать драку и проинформировать учителей о случившемся, оповещает госорганы в случае, когда та или иная ситуация угрожает здоровью учащихся.

«Система не использует биометрию лица ребенка, она опирается на уникальный идентификатор для его входа на территорию школы. Что немаловажно, все это полностью российская разработка. Все персональные данные защищены в соответствии с требованиями ФСБ России», – подчеркнул Максим Сизов.

Обмен информацией

Ученый секретарь Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России Ирина Олтян обратила внимание, что, согласно данным МЧС РФ за последние годы наблюдается значительное снижение числа погибших в результате чрезвычайных ситуаций.

МЧС инициировало пилотный проект «Мой город – без опасностей», который предполагал оценку устойчивости муниципальных образований чрезвычайным ситуациям. Также выявлялись лучшие практики по обеспечению безопасности.

«В частности, это поможет выбрать приоритеты при формировании местных бюджетов и будет способствовать обмену информацией между органами местного самоуправления находящимися в разных субъектах России», – сказала Ирина Олтян.

Всероссийский конкурс по устойчивости муниципальных образований к чрезвычайным ситуациям планируется запустить как ежегодный проект уже в этом году.

Границы на замке

Одним из примеров успешного импортозамещения стал проект «Ассистент» компании САФИБ. Как отметил заместитель директора по управлению проектами ООО «САФИБ» Виталий Панкратов, сейчас вопрос соблюдения требований информационной безопасности при удаленном доступе в Сеть становится особенно актуальным. Бесплатные и зарубежные программы не обеспечивают ее должного уровня, поэтому активно создается отечественное программное обеспечение. Так, система «Ассистент» – это воронежский программный комплекс безопасного администрирования и удаленного доступа к компьютеру и серверному оборудованию внутри изолированной защищенной локальной сети или интернета.

«Система предназначена для безопасного удаленного использования устройств, администрирования техник. Преимущества этого решения – возможность развертывания в закрытых сетях, это не облачное решение, то есть вы не зависите от каких-либо поставщиков сервисных услуг. Все внутри вашей системы без возможности вторжения извне», – подчеркнул Панкратов.

Новые возможности

Подводя итог встречи, генеральный директор ЗАО «ИНТЕГРА-С» Владимир Куделькин подчеркнул, что сейчас время возможностей для российского бизнеса.

«Наконец-то начинает решаться вопрос реального импортозамещения. Конечно, есть проблемы с электроникой, но есть и российское железо, производительность меньше, но работает. Уже давно надо было к стенке поставить людей, которые ставили американский Windows. Я не говорю про домашние компьютеры, речь о важных объектах безопасности инфраструктуры, производствах. Пора закончить междоусобицу между отечественными компаниями и начать работать друг с другом по-настоящему», – резюмировал Владимир Куделькин.

Закрыть