Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Зачем под Петербургом шишки с сосен собирали

Последние морозные денечки в Гатчинском лесничестве выдались жаркими. Там серьезные – и на первый взгляд не слишком улыбчивые – мужчины активно и неутомимо собирали с сосен шишки
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

И будет большой ошибкой думать, что эта работа – некая синекура, не достойная того, чтобы считаться настоящим мужским делом. Все как раз наоборот. Во-первых, труд этот совсем не легок. А во-вторых, именно благодаря этим неутомимым «старателям» не оскудевают лесные массивы вокруг Северной столицы.

Колючие родственники

Если быть совсем точным, то «охота» на шишки была объявлена на территории лесосеменной плантации, расположенной в поселке Терволово, что рядом с Красным Селом. Кстати, пусть само слово «плантация» никого не вводит в заблуждение: речь идет не о какой-то там делянке – площадь этой территории составляет более 400 гектаров! Так что эту «делянку» можно с легким сердцем считать полноценным лесом. Хотя внешне он, скорее, напоминает огромный дендрарий или даже сад, потому что деревья в нем растут правильными рядами, с широкими между ними промежутками, для того чтобы там могла проехать техника. Это нужно для ухода за посадками, ну и, конечно же, для сбора шишек.

Кстати, суровые на первый взгляд «старатели» оказались очень общительными людьми. Оказалось, что плантация для них – как дом родной.

«Когда ее в 1970 году, то есть в честь 100-летия со дня рождения Ленина, открывали, я тут вместе со своей школой сажал саженцы елок и сосен, – делится воспоминаниями сотрудник лесничества Иван Ряхмонен. – И теперь с них тоже шишки собираю. Эти деревья для меня почти что родственники».

В кругу зеленой семьи себя ощущает и Алексей, тоже сотрудник плантации.
«А я здесь сосны во время студенческой практики сажал, – говорит он. – Я их всех «в лицо» знаю, хоть и прошел с той поры уже не один десяток лет. Я вообще к деревьям испытываю очень добрые чувства. Да и вообще здесь очень приятно. Жители из округи и дачники тут гуляют, как в парке. А по осени так еще и с корзинками – грибов-то много. Ой, наверное, зря место-то выдал…»

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Идеальные фигуры

Но чем же еще, кроме размеров и шишек, уникальна эта плантация?

«У нас здесь растут так называемые «плюсовые» деревья, – поясняет главный лесничий Александр Лобанов. – То есть, те, что имеют самые лучшие в нашем регионе характеристики. Условно говоря, мы выращиваем идеальные сосны. Именно с них мы и собираем шишки, из которых потом выбирают семена для проращивания новых деревьев. Таким образом, мы сохраняем породу сосен».

Выращивание даже идеальных деревьев – это настоящее искусство. Скажем, молоденькие сосны, появившиеся на свет из семечек, начнут активно плодоносить только через 20-30 лет. Но если привить на них черенки (то есть срезанные молодые веточки) от уже плодоносящих деревьев, то саженцы будут чувствовать себя изрядно повзрослевшими. И тогда шишки на них появятся всего через 5-7 лет.

Сбор шишек тоже требует сноровки и знаний. Его проводят двумя способами: с помощью автовышки и методом кронирования. В первом случае урожай срывают с веток, стоя на поднятой специальной площадке. Вроде бы все проще простого, но ведь работать приходится на большой высоте. Поэтому для такой операции выбираются дни, когда наблюдается крепкий наст, чтобы машина была устойчивее.

Ну а во втором случае можно обойтись трактором с прицепом. Стоя в кузове, специалисты специальным моторезаком укорачивают наиболее усеянные шишками ветки, затеняющие соседние деревья. Причем таким образом можно убить сразу двух зайцев: во-первых, происходит прореживание крон деревьев, что улучшает их освещенность солнцем, а во-вторых, обрезанные ветки начинают «кустится» и выдают еще больше шишек.

«И хотя максимальный урожай сосны дают примерно раз в пять лет, мы собираем шишки ежегодно, ведь потребность в новых посадках довольно большая, – отмечает Александр Лобанов. – Нынешний сезон, например, неурожайный. Сейчас в день собираем около 50 килограммов шишек. Но не думайте, что набрать даже такое количество – пустяковое занятие. Ведь те же 50 кило по объему занимают много места. Да и с ветками много мороки: необходимо их срезать, очистить, убрать».

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Ухватить мороз за хвост

Те, у кого в школе были пятерки по ботанике, могут задаться справедливым вопросом: если шишки на соснах созревают осенью, то почему нужно устраивать их сбор в конце зимы-начале весны? Да потому, что природу не обманешь. Для того чтобы семена имели отличную всхожесть, они должны пройти естественную стратификацию, то есть длительную обработку холодом. Вот потому-то шишки и собирают буквально накануне окончательной капитуляции зимы. Но если затянуть с этим, то они начнут раскрываться прямо на ветках и семенной материал «вылетит в трубу».

«Все собранное мы пропускаем через специальное оборудование, где урожай сушат горячим воздухом. Шишки прогреваются, начинают «распечатываться», и семена из них благодаря вибрационной установке высыпаются и собираются, – объясняет Александр Лобанов. – А затем мы все это отправляем в питомник, где в теплицах из семян проращивают молоденькие сосенки».

Именно эти саженцы оказываются потом в лесничествах для засаживания вырубок и гарей. Ну и, разумеется, такими деревьями могут пополняться сами лесосеменные плантации. Так что каждая собранная шишка, вернее семечко, буквально на счету. Кто же будет против, если «зеленый пояс» Северной столицы будет состоять из идеальных сосен и елок?

ФАКТЫ

На лесосеменной плантации также встречаются посадки редких для Ленинградской области пород – дуба, вяза, пихты, кедра и лиственницы. Причем лиственницы являются клонами деревьев из знаменитой Линдуловской рощи, находящейся под охраной ЮНЕСКО.
Кроме Терволово, в Ленобласти существует еще один подобный комплекс лесосеменных плантаций – в Тихвинском районе.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»