«Избежать информационного вакуума»: петербургские производители – о том, как ускорить импортозамещение
Россию трудно удивить санкциями. В последний раз страна испытала их воздействие в 2014 году после возвращения Крыма. Под рестрикции попали инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные и энергетические секторы, а также банки, нефтяная и оборонная промышленность. Тогда же в стране была запущена программа импортозамещения, которая позволила создать собственное производство во многих отраслях.
Сейчас импортозамещение получило вторую жизнь. Минпромторг и Минцифры запустили «Биржу импортозамещения». С ее помощью будет обеспечено прямое взаимодействие между российскими производственными компаниями и заказчиками. Кроме того, разработкой аналогичного ресурса специально для городских компаний занимается Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата. Создание таких ресурсов, где потенциальные партнеры могут найти друг друга, – правильный шаг, считает генеральный директор «Келеанз Медикал» Елена Кириленко.
«Сейчас необходимо избежать информационного вакуума, чтобы люди могли найти друг друга. Например, в пандемию некоторые оборонные предприятия производили медицинскую продукцию, почему бы не сделать это сейчас, у них хорошие мощности по электронике и комплектующим», – рассуждает руководитель предприятия.
Компания уже столкнулась с последствиями западных санкций – зарубежные партнеры прекратили отгрузки оборудования: «Хотя официально они анонсируют, что продукты медицинского назначения не попадают под санкции», – рассказала она.
«Келеанз Медикал» специализируется на поставках современного высокотехнологичного медицинского оборудования и оснащении медицинских учреждений «под ключ». Работа не прекращалась во время пандемии. Инженеры ежедневно работали в красных зонах. В нынешних непростых обстоятельствах компания планирует продолжить деятельность и надеется на поддержку государства в вопросах представления кредитов и формирования заказов.
В компании «Невская косметика», оказавшейся в аналогичной ситуации, видят в санкциях одновременно и вызов, и возможности. Предприятие выпускает продукты повседневного спроса – косметические кремы, шампуни, мыло, зубные пасты, товары для детей, стиральные порошки. Для многих из них требуется сырье, которое в стране не производят.
«В России нет производства многих видов сырья и материалов, поэтому приходится искать новых поставщиков, тестировать сырье, это все, конечно, занимает время», – говорит директор по маркетингу компании «Невская косметика» Виктор Кононов. – Нами сделаны запросы на сырье в Индию, Филиппины, Китай. Сырье из этих стран идет только в больших объемах, а возможности разгружать и хранить на территории нет».
«Невская косметика» надеется на реконструкцию старого склада под эти цели, а также рассчитывает на законодательные меры, которые сделают непродовольственные товары первой необходимости (мыло, зубная паста, стиральный порошок, детский крем и др.) более доступными для потребителя и ограничат диктат сетей. Ранее такие меры были приняты для продовольственных товаров.
В компании «Северо-Западная строительная индустрия» в свою очередь выразили надежду на тотальное импортозамещение в своей сфере, потому что некоторых видов сырья нет на российском рынке. Из-за этого растут цены.
Уход западных компаний потребует пересмотра экспортно-импортных логистических цепочек, и в этом вопросе потребуется консолидация не только компаний, но и федеральных структур – Минпромторга и Минэкономики, рассуждает председатель постоянной комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству Заксобрания Ирина Иванова.
«Главное сейчас – выстроить логистику, нам потребуется фрахтовать суда под конкретные цели, выстраивать работу по железной дороге с Китаем, для этого нужны станции, чтобы контейнеры могли там разгружаться и отправляться дальше по назначению. Если не будет таких цепочек, то и дальше будут проблемы, – объяснила Иванова, отметив, что в сотрудничестве с Россией заинтересованы многие страны. – Мы их знаем, это весь Восток, Эмираты, Китай, но они хотят гарантий длительности контрактов, чтобы не потерять наш рынок после того, как всё нормализуется. Вот над этим предстоит работать».