Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Как возрождали Спас на Крови: 25 лет назад завершилась реставрация храма

Подлинные элементы убранства и воссозданные детали, архивные документы и акварели – это и еще многое другое можно увидеть на выставке «Спас на Крови. Время возрождения», которая открылась в часовне собора. Она посвящена 25-летию окончания реставрационных работ
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

25 лет назад совершилось событие, которого так долго ждал весь город – закончилась реставрация собора Воскресения Христова. Историки утверждают – ни одно событие не собирало так много людей на канале Грибоедова, как открытие Спаса на Крови.

Храм-памятник

Спас на Крови был возведен на месте смертельного ранения Александра II, того самого, что отменил в России крепостное право. О роли царя-реформатора напоминают манифест, медали, выпущенные к этому трагическому событию, и другие документы, представленные на выставке.
Уже на следующий день после трагедии Городская Дума обратилась с просьбой к Александру III установить на этом месте памятник или часовню. Император пожелал видеть храм, который выглядел бы в духе церквей Москвы и Ярославля XVI-XVII веков. При этом место смертельного ранения Александра II он повелел расположить внутри храма.

Среди множества работ был выбран совместный проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). И 18 октября 1883 года состоялась торжественная закладка Спаса на Крови.

Судьба на волоске

Сегодня трудно представить, что в 1930-е годы храм признали монархическим памятником, не представляющим никакой историко-культурной ценности и, более того, нарушающим гармоничный ансамбль города. Его даже хотели снести.

Второй раз судьба собора повисла на волоске в 1941 году. Поскольку он был снят с учета как памятник, собор никак не защищали. Осколки повредили мраморную облицовку, кровлю и гранит. Один из снарядов даже застрял в своде центрального шатра. Но не взорвался и пролежал там до 1961 года.
Только спустя 50 лет со дня открытия собор был взят под охрану государством. А чуть позже, когда храм на Сенной был снесен, по удивительному стечению обстоятельств Спас на Крови начал возрождаться. В 1971 году он был передан Исаакиевскому собору, и началась его реставрация.

Инженерные хитрости

Каким застали храм первые реставраторы, свидетельствуют фото. По сути, он находился в аварийном состоянии и требовал срочного лечения. Однако приступать к воссозданию убранства было нельзя. Сначала нужно было провести инженерные работы.

Сложность заключалась в том, что архитектор Парланд построил собор наполовину уходящим в русло канала Грибоедова. Он создал так называемый глиняный замок вокруг подвала, который не позволял воде проникать внутрь. Однако, когда в советское время прокладывали теплосети и углубляли русло, гидроизоляцию нарушили. Вода попала в подвал, и сырость начала свое разрушительное действие.

Поэтому, прежде чем приступить к восстановлению интерьера, занялись просушкой и восстановлением инженерных коммуникаций.

Гимн реставраторам

Специалисты вспоминают: кровельная черепица была разрушена почти на всех участках, цветная эмаль на куполах во многом утрачена, мозаика сильно повреждена. Мрамор и гранит покрыты трещинами, а в некоторых местах потеряны полностью.

«Долгой и кропотливой работы требовало практически все. Например, из четырех дубовых дверей с пластинами, на которых изображены инкрустированные серебром лики святых, реставратору Сергею Смирнову удалось воссоздать только одну», –  рассказала начальник исследовательского отдела музея-памятника «Исаакиевский собор» Анна Голованова.

Реставратор Петр Щедрин занимался восстановлением окон собора. Он вспоминает, что, поскольку открыть их можно было только снаружи, реставраторы по веревкам забирались наверх и работали так с начала лета до поздней осени. Изрядно пришлось потрудиться и над воссозданием полов в центральном зале. Парланд создал 45 уникальных, неповторяющихся рисунков, использовал десятки сортов итальянского мрамора. Их образцы можно увидеть в выставочной витрине, а восхититься работой современных реставраторов – уже в самом соборе.

«В Спасе на Крови очень мало элементов заменено на новые. Например, из общей площади мозаик на северо-восточном пилоне было утрачено лишь несколько фрагментов мраморного поля. Все остальное – отреставрированные родные мозаики и камень. Максимально сохранилось и монументально-декоративное убранство», – констатирует Анна Голованова.

Беречь и воссоздавать

Храм-памятник был открыт для посетителей через 90 лет после освящения, 19 августа 1997 года. Первый этап реставрационных работ завершился, но работы по сохранению культурного наследия продолжаются.

Любой специалист знает, что строить заново гораздо проще, чем воссоздавать утраченное.

«Возрождать нужно так, чтобы все, что было задумано его создателями, вернуть в первоначальном виде. Для этого нужно вникнуть в почерк старых мастеров, а это непросто», – отмечает директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Юрий Мудров.

Он подчеркивает, что выставка рассказывает не столько об истории строительства Спаса на Крови и тех людях, которые его создавали, сколько о его возрождении и тех реставраторах, которым храм обязан своей новой жизнью.

«Все, что здесь собрано, звучит как гимн России, гимн тем людям, которые создавали и будут создавать величайшие памятники культуры. Главное – помнить об этом. Уметь не только создавать, но и беречь, реставрировать и воссоздавать эти памятники», – подчеркивает Юрий Мудров.