«Если аналога нет, сооружение уже уникально»: эксперты рассказали, почему терминал Пулково-1 должен быть сохранен
Санкт-Петербургский союз архитекторов вместе со Смольным работают над единой методикой выявления и сохранения объектов советской архитектуры 50-80-х годов прошлого века. В декабре 2021 года архитекторы обратились в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) с перечнем 18 зданий Петербурга, которые могли бы получить охранный статус.
Заслуживают сохранения
По итогам первой встречи в этом году в список вновь выявленных объектов культурного наследия включили здание Театра юных зрителей имени А. А. Брянцева на Пионерской площади, Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, главное здание яхт-клуба профсоюзов на Петровской косе, 9, корпус № 5, Ленинградского электротехнического института на улице Профессора Попова.
«В представленном списке есть бесспорные объекты, историко-культурная ценность которых ни у кого не вызывает сомнения. Это ТЮЗ, учебный корпус ЛЭТИ на улице Профессора Попова, 5, здание спортивной школы на Малом проспекте В.О., 66, и яхт-клуб на Петровской косе, – сказал председатель КГИОП Сергей Макаров. – Часть зданий «недотягивает» до статуса объектов культурного наследия, но совершенно определенно заслуживает сохранения в качестве объектов градостроительной среды. Мы договорились продолжить на рабочей группе обсуждение механизмов их защиты и сохранения Законом Санкт-Петербурга № 820-7».
Глава ведомства уточнил: в частности, речь о Финляндском вокзале, комплексе жилых домов на Свердловской набережной, 60-64, детском саду в Саперном переулке, 2, о жилом квартале в Сосновой Поляне (т. н. «дом-змея», или «Змей Горыныч»), Государственной Морской академии имени адмирала Макарова в Стрельне.
«Окна в небо»
Отдельную встречу в ближайшем будущем посвятят судьбе терминала Пулково-1, откуда выполняются внутренние рейсы. Он построен в 1973 году по проекту архитекторов Александра Жука, Генриха Вланина и Жана Вержбицкого. Отметим, что здание ТЮЗа, возведенное по проекту Александра Жука, уже взяли под государственную охрану. Возможно, что терминал Пулково-1 дополнит список вновь выявленных объектов культурного наследия.
«Над проектом терминала работала мастерская № 13 «Ленниипроекта». К тому времени я уже закончил институт. Под руководством отца я принимал участие в работе над чертежами будущего здания аэровокзала. В частности, рисовал одну из лестниц в холле терминала, а также чертил козырьки», – рассказывает Евгений Жук, сын архитектора Александра Жука.
Уникальность сооружения, по его словам, в архитектурной особенности здания: перекрытия аэровокзала держатся на пяти металлических столбах, каждый из которых образует световые фонари. Такие своеобразные «окна в небо». Кроме того, в то время «ноу-хау» стали стойки регистрации, где можно было сдать багаж, подойдя к любой свободной, тем самым не образовывая очередь в «одно окно» на конкретный рейс. Для сравнения: сейчас человек сдает багаж, стоя в очереди у стойки на определенный рейс.
«Выбранное конструктивное решение позволило уйти от установки большого количества колонн по всему залу, тем самым не «загромоздив» пространство, а, наоборот, сделав его открытым для пассажиров и гостей, – считает Евгений Жук. – Проект реализовывался по заказу министерства гражданской авиации СССР».
Еще одна особенность терминала – пандус, который делит здание условно на две части. С верхнего уровня пассажиры улетают, а с нижнего прибывают. Таким образом, удалось разделить потоки людей.
«На мой взгляд, если аналога нет, сооружение уже уникально. Так вот, у терминала Пулково-1 на то время таких аналогов не было», – отметил Евгений Жук.
Пришли перемены
По словам собеседника «Петербургского дневника», к концу 60-х – началу 70-х годов (к моменту начала строительства аэровокзала) по проектам Александра Жука в городе уже построили здание Театра юных зрителей имени А. А. Брянцева, БКЗ «Октябрьский», две правительственные дачи на Каменном острове (речь о государственной резиденции К-1 и здании для протокольных мероприятий К-2 –Ред.).
Отметим, что терминал Пулково-1 дошел до нас немного в измененном виде. В 2013 году на объекте провели реконструкцию, среди прочего в холле аэровокзала появилась зона для заведений общественного питания, демонтировали Северный, а позже и Южный сателлиты (спутники), а также траволатор, ведущий из холла терминала к самолетам.
«К слову, в то время в этом здании можно было увидеть мебель, привезенную из-за границы, что для всего Советского союза считалось большой редкостью. Например, в холле стояли финские кресла для комфортного ожидания рейса, впрочем, недолго, таксисты разобрали по домам…» – вспоминает Евгений Жук.
Компетентно:
По словам вице-президента Санкт-Петербургского союза архитекторов Михаила Мамошина, терминал однозначно нужно включать в список вновь выявленных объектов культурного наследия. «Сейчас идет диалог с компанией, которая занимается развитием аэропорта Пулково (ООО «Воздушные ворота Северной столицы»), чтобы сохранить его в дальнейшем, – рассказывает Михаил Мамошин. – Из общественных зданий той поры это самое значимое сооружение для города, не говоря уже о его уникальности для ленинградской и петербургской архитектуры».
В этом вопросе с ним солидарен также вице-президент Санкт-Петербургского союза архитекторов Святослав Гайкович. «Да, необходимо взять здание под охрану. Терминал Пулково-1 – едва ли не лучший образец архитектуры того времени», – сказал собеседник.
Справка:
Александр Жук родился в 1917 году в городе Киеве. В 30-х годах XX века семья перебралась в Ленинград. Здесь будущий архитектор окончил ныне Санкт-Петербургскую академию художеств имени Ильи Репина.