Из тихого города-заповедника Кронштадт превращается в шумный туристический курорт
– С какими проблемами чаще всего обращаются жители?
– Прежде всего людей волнует транспортная доступность. Даже с учетом снижения потока туристов из-за пандемии Кронштадт все равно привлекает множество гостей. Есть жалобы на пробки и то, что все дворы и улицы забиты машинами гостей.
– Как решить эту задачу?
– Губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым приняты все необходимые решения по развитию улично-дорожной сети Кронштадта.
Из федерального бюджета выделено более трех миллиардов рублей на реконструкцию путепроводной развязки на въезде в Кронштадт. Это федеральный объект. Идет проектирование, оно закончится в этом году. В начале 2023 года начнется строительство.
Кронштадтское шоссе от развязки до улицы Зосимова будет расширено до четырех полос. Это необходимо, чтобы избежать появления «бутылочного горлышка» при съезде с развязки. Одновременно будут реконструированы улицы Адмирала Грейга и Литке. Параллельно начнется строительство дороги – дублера Кронштадтского шоссе, с отдельным выходом на Кольцевую автодорогу в районе терминала «Моби Дик».
В исторической части ничего расширять не будем, здесь у нас все находится под охраной ЮНЕСКО. Тут одно решение: платные парковки и ограничения на въезд. Пока эти проекты находятся на обсуждении. Совместно с профильными комитетами прорабатываем места установки запретительных дорожных знаков, чтобы гости города оставляли машины на новых парковках. Одна из них – на въезде в Кронштадт вместимостью 115 машин. Вторая у исторического парка «Остров фортов», сейчас там 260, а к лету будет оборудовано 800 парковочных мест. Скажем, туристический автобус высадил гостей на парковке и там ждет, пока люди наслаждаются пешей прогулкой по нашему небольшому, но очень красивому городу.
– В какие сроки планируется закончить работу над дорогами?
– Выполняя задачу, поставленную губернатором, все строительство будет вестись параллельно. Важно, что при расширении развязки и дорог движение по ним не прекратится.
Наши дороги будут в некоторых местах примыкать к объектам кластера «Остров фортов». Например, вдоль исторического парка пройдет пешеходная набережная от перспективного продолжения улицы Литке до сквера «Инчхон».
– Может ли увеличиться население района в ближайшем будущем?
– Не думаю, массовая жилая застройка не планируется. Начнем с того, что площадь нашего острова 1930 гектаров, 680 из них занимает Министерство обороны. Также действуют ограничения по высоте. В исторической части – 12 метров, в остальной – 15. Так что высоток строить точно никто не будет. Численность населения довольно стабильна и держится на уровне примерно 44 тысячи человек.
– Хватает ли в районе поликлиник, школ, детских садов?
– У нас одна больница и одна поликлиника. В учреждениях здравоохранения оказывают квалифицированную помощь нашим жителям, хотя есть вопросы по узким специалистам. Конечно, мы бы хотели иметь и свою детскую больницу. Проблема в том, что по существующим нормативам она может быть построена при наличии в районе 20 тысяч детей, а у нас 8 тысяч.
В районе 9 детских садов и 7 школ. Нагрузка на детские сады – 110%, школы – 112%, все дети обеспечены местами в школьных и дошкольных учреждениях, в школах второй смены нет.
Министерство обороны планирует строительство военно-научного центра в Кронштадте. В нем будут учиться и работать порядка 8 тысяч человек. Можно предположить образование молодых семей с детьми. Эту проблему помогут решить инфраструктурные проекты «Острова фортов» по социальным объектам. Планируется строительство школы на 550 мест, детского сада на 150 мест, поликлиники.
– Как идет борьба с коронавирусом?
– На нашей территории три пункта вакцинации – привились свыше 27 тысяч человек. Цифры по заболеваемости и госпитализации ниже, чем по городу в целом.
– Как такие крупные проекты, как «Остров фортов» и Парк «Патриот» Западного военного округа, влияют на развитие Кронштадта?
– Парк «Патриот» занимает площадку Кронштадтского докового адмиралтейства в самом центре города и еще несколько локаций. Это хорошая точка притяжения, носящая скорее музейную функцию. Этот проект и кластер «Остров фортов» помогают в комплексном развитии района.
Немаловажно, что проект «Остров фортов» реализуется не на городской земле, а на площадях Минобороны. Ранее это были территории, утратившие оборонное значение, которые теперь приводятся в порядок. Проект предполагает развитие социальной инфраструктуры, строительство музейных, выставочных, развлекательных пространств, гостиниц, кафе, других объектов. Его реализация может дать толчок малому бизнесу и открыть 1,5-2 тысячи новых вакансий для кронштадтцев. Мы имеем такое явление, как суточная миграция. Около 10 тысяч жителей района каждый день ездят на работу в Петербург. Если часть из них сможет работать ближе к дому, это, согласитесь, хорошо. Ведь потребуются не только официанты и экскурсоводы, но и финансисты, бухгалтеры, инженеры, управленцы и т. д.
Отмечу, что уже сейчас развеян существовавший стереотип о том, что в Кронштадте негде поесть или остановиться на ночь. На Пролетарской улице частными инвесторами был отремонтирован дом Лазарева, где откроется гостиница хорошего уровня, есть и новый хостел. Открываются точки общественного питания разного уровня.
Когда в «Острове фортов» создадут Музей военно-морской славы с конгрессно-выставочным центром, там будет проходить Международный военно-морской салон, другие выставочные мероприятия. Все это привлекает бизнес в город.
Жители немного опасаются, что столь бурное развитие превратит Кронштадт из тихого города-заповедника в шумный туристический курорт. Это прогресс, и без больших проектов не будет развития Кронштадта. Плюсов все же больше, город преображается, становится лучше, комфортнее.
– Как решается вопрос с аварийными зданиями?
– В этом году занимаемся домом на улице Аммермана, 46, продолжается ремонт на Кронштадтском шоссе, 28, расселен дом 10 на улице Флотской, недавно переданный городу Министерством обороны, он будет капитально отремонтирован. Кроме того, в этом году отремонтируем 15 фасадов.
– Есть ли планы передачи Министерством обороны новых территорий в ведение района?
– На Флотской улице району передали для обслуживания жилкомсервису два дома и дом на проспекте Ленина, 61, где живут семьи военнослужащих. Они тоже кронштадтцы, мы тут никого не делим на своих и чужих. Жилкомсервис принял здание на баланс, но это половинчатые решения, которые затрудняют работу. Получается, что дом передали, а двор нет. Как убирать снег и мусор, а покос летом травы? Пока это не наша территория, мы не можем с ней ничего сделать. Военные эту территорию уже не убирают. Конечно, мы можем навести порядок один-два раза, но не постоянно, иначе контролирующие службы предъявят нам претензии.
– Почему прекратилась массовая передача объектов Минобороны району?
– Этот процесс замедлился, потому что Минобороны занимается проектом военно-научного центра, и сейчас военные решают, какие территории и здания могут дополнительно понадобиться. Дело в том, что не все исторические здания подходят под современные стандарты учебного заведения. Не исключено, что понадобятся свободные территории для строительства с нуля.
Когда мы получаем новые объекты от Минобороны, можем как минимум законсервировать их, закрыть окна, двери, поставить под охрану. Впоследствии это здание может быть сдано в аренду, реализовано на торгах или приспособлено под учреждения культуры, спорта и т. п.
– Планируется ли установка новых памятников?
– Кронштадцы уже давно выступали за создание в городе монумента поэту Николаю Гумилеву, расстрелянному после Кронштадтского восстания в марте 1921 года. Сейчас уже завершился конкурс, идет обсуждение проекта самого памятника. Надеемся, к концу года наш город украсит памятник поэту, гражданину, офицеру и путешественнику Николаю Гумилеву. Реконструированный сквер на улице Комсомола, скорее всего, будет назван в честь Николая Гумилева.
– Кронштадт готовится к проведению Дня Военно-Морского флота?
– Безусловно, пока Главное командование ВМФ определяет состав сил, которые будут принимать участие в параде. Наша задача – подготовить Кронштадт к этому празднику, провести ремонт улично-дорожной сети, фасадов, других исторических объектов. Требуется глубокое исследование Южной оградительной стенки, которая отделяет Среднюю и Лесную гавани от Кронштадтского рейда. Капитальный ремонт там проводился в 1899 году.
Планов и проектов у Кронштадта много, уверен, что вместе с профильными Комитетами правительства Санкт-Петербурга, федеральными ведомствами и при поддержке жителей мы их выполним.