Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

Проблемы с автозапчастями и сервисным обслуживанием: что ждет авторынок Петербурга

Автомобильные гиганты с рынка не уйдут, но цены могут оказаться неподъемными
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Иностранные санкции и заявления западных автоконцернов об уходе с российского автомобильного рынка напомнили многим россиянам времена, когда автомобиль был роскошью, а не средством передвижения. Эксперты спрогнозировали как минимум дефицит и рост цен. Максимум – перераспределение рынка в пользу азиатских партнеров. Как изменится автомобильный рынок, выяснял «Петербургский дневник».

По мнению опрошенных изданием автоэкспертов, катастрофы на российском авторынке не будет, но понадобится время на восстановление отрасли. Всего в России представлено более пятидесяти автомобильных брендов, и уход двух десятков не самых популярных не станет сколько-нибудь заметным событием.

«Они присутствуют исключительно для марочного разнообразия и на экономику серьезного влияния не оказывают, – объяснил автоэксперт Денис Иванов. – Главный вопрос, что будет с топ-15 автомобильных брендов, которые плотно обосновались в стране, с большими деньгами и заводами, потому что их уход станет самым чувствительным. Но парадокс в том, что им самим этого не надо. Мы видим, например, заявление корейцев о том, что они продолжат работать в России. Завод Peugeot-Citroen, который стоит в Калуге, сказал то же самое после того, как президент Франции Эмманюэль Макрон рекомендовал своим компаниям не покидать Россию».

До особого распоряжения решила приостановить производство автомобилей Volkswagen Group, которая объединяет на нашем рынке работу нескольких марок: Volkswagen, Audi, Škoda, Bentley, Lamborghini и Ducati. Неясной пока остается судьба Renault-Nissan-Mitsubishi (включая «АвтоВАЗ») – на альянс приходится 35,5 процента продаж автомобилей в России. Самые популярные модели – Lada Granta и Lada Vesta. Примечательно, что ранее президент «АвтоВАЗа» Николя Мор на мероприятии по запуску производства новой Lada Vesta допустил, что признание ДНР и ЛНР и вводимые в связи с этим санкции могут стать плюсом, так как вырастет спрос именно на продукцию, произведенную в России, в том числе на автомобили. И, разумеется, не собираются уходить с нашего рынка и все китайские бренды, которые только выиграют из-за остановки автоконцернов.

Ситуация в Санкт-Петербурге выглядит неопределенной, но не патовой. Во всех заявлениях автоконцернов также звучат слова «временно» и «до изменения ситуации». Так, японский автоконцерн Toyota Motor Corp пока не определился с планами. О приостановке деятельности заявил завод Nissan в Санкт-Петербурге. Впрочем, корейские автомобили под американские санкции не попали, а значит, завод HMMR под Санкт-Петербургом, где собирают Hyundai Solaris, Hyundai Creta и Kia Rio, продолжит свою работу.

В числе основных проблем, с которым столкнется отечественный авторынок, уверены собеседники нашего издания, рост цен на техническое и сервисное обслуживание. В целом эксплуатация автомобиля подорожает на 50-80 процентов.

«Красота в глазах смотрящего и накал драматизма тоже в глазах смотрящего. Подорожает стоимость технического обслуживания, в первую очередь потому, что подорожали детали, в среднем на 30-80 процентов. Стоимость сервиса не поднимают. Если говорить о неофициальных дилерах. Официальные по-разному поступят. Люди ещё год назад старались ремонтировать только тогда, когда машина теряла ход, теперь эта тенденция будет ещё заметнее, – заметил автоэксперт Виталий Новиков. – Но, думаю, люди станут просто аккуратнее ездить. А вот что будет с рабочими местами, вопрос гораздо серьезнее, потому что не все смогут содержать своих сотрудников».

Стоимость сервисных услуг поднимается каждые две недели, рассказывает владелец автомастерской Евгений Жбанов. Это скажется на эксплуатации автомобиля.

«Представители бизнеса, обслуживающего автомобили, не только не почувствуют влияния санкций, но, скорее всего, только выиграют, а вот для потребителя всё выглядит более чем грустно, – говорит эксперт. – Следовательно, люди будут стремиться меньше тратить на бензин и меньше ездить. При этом надо понимать, что дефицит автозапчастей, о котором сейчас много говорят, не будет катастрофическим, пути для доставки будут найдены, например, через Турцию или Китай, потому что необходимо обслуживать машины скорой помощи, доставки, коммерческие автомобили, вот только если раньше запчасть стоила тысячу рублей, то теперь четыре».