Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

«Любая домохозяйка может создать фейк»: какие силы ведут информационную войну против России

И что может предложить наша страна для обеспечения информационной безопасности

За всю историю существования Интернета не было ни одной страны, которая подверглась бы таким колоссальным информационным атакам, как Россия. И если раньше технологии создания фейков были сложными, то сейчас каждая домохозяйка в состоянии создать контент, который может иметь пропагандистский характер. Таким мнением поделился IT-специалист, разработчик сайтов Артем Геллер.

«Если рассматривать прошлые конфликты, то созданием подобного контента занимались государство и государственные организации с разных сторон. Сейчас мы все создаем контент, именно поэтому наблюдаем беспрецедентный масштаб информационных атак на страну: организуются ячейки в телеграм-каналах, группы, паблики для того, чтобы генерировать недостоверный контент, – рассказал он. – И если раньше технологии создания фейков были сложными, то сейчас с помощью современных графических редакторов, нейросетей, программ видеомонтажа любая домохозяйка может создать пропагандистский механизм, который бросается в инфополе и оказывает определенное воздействие на людей. Такой краудсорсинг фейков со всего света носит беспрецедентный масштаб».

По словам Артема Геллера, значительная доля такого контента создается бесплатно, но есть и организованные компании, которые спонсируют людей. Инструментом, который призван минимизировать распространение фейковой информации, стало ужесточение законодательства в этой сфере.

Как заметил руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по борьбе с недостоверными сообщениями в Интернете Александр Малькевич, наказание должно быть оперативным, неотвратимым и публичным. Но главное – оно должно быть направлено не на распространителей, а на создателей контента. Информационная война не закончится быстро, потому что задача распространителей – посеять хаос и раздор в обществе.

«Не должно быть никаких иллюзий: идет информационная война, она будет идти столько, сколько они посчитают нужным, пока не поймут, что нанесли нам какое-то поражение. Поскольку мы сопротивляемся и появляются даже народные кибердружины, то победа их не близка, а значит, они будут усиливать давление, соответственно, нам нужно опираться на отечественные сервисы, стартапы», – отметил эксперт, подчеркнув необходимость ввести в школьную программу предметы, обучающие безопасному поведению в киберпространстве. – В большом количестве нужны уроки в школах, которые разъяснят, что такое кибербуллинг, фишинг, фейки, прочие угрозы, включающие анонимность, даркнет. Дети должны понимать в том числе, как защититься от потенциальных педофилов, – это реальная беда сегодняшнего времени. И такая работа уже ведется на уровне правительства и Госдумы».

Одновременно с этим необходимо вкладывать ресурсы в развитие отечественных интернет-площадок и прекратить финансирование западных соцсетей, уверены специалисты.

«Примеры есть хорошие, например, «ТикТок» китайский, который сейчас приостановил публикации, но не ушел с рынка, – рассказал Артем Геллер. – И Россия – уникальная страна, у нас есть свои базовые обеспеченные потребности – социальная сеть «ВКонтакте», поисковик «Яндекс» с его продуктами и сервисами, У нас очень хорошая и безопасность, и IT-среда. То, как мы работаем в цифре, никто так не работает».