Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Последнее путешествие императорских вагонов

Отречение Николая II от престола, произошедшее 105 лет назад, в марте 1917 года, изменило Россию. Но еще 24 года после этого все желающие имели отличную возможность оказаться в давно ушедшем поезде истории и заодно представить себя на месте последнего российского императора

Для того чтобы в прямом смысле слова побывать на месте Николая II, нужно было всего лишь посетить Петергоф, где в верхней части парка «Александрия» находились вагоны императорского поезда. В одном из них и был подписан акт об отречении. И если этот документ (о его подлинности, правда, до сих пор ведутся споры) реально существует, то от той исторической во всех смыслах выставки остались только архивные фото. О чем можно лишь сожалеть.

Как поставить финальную точку?

Авторами выставки были выдающиеся сотрудники управления Петергофских дворцов-музеев Анатолий Шеманский и Семен Гейченко. К слову, последний позднее стал ангелом-хранителем Михайловского, родового гнезда Пушкина.

В конце 1920-х годов они предложили поистине новаторский для того времени подход в организации музейного дела, где речь, по сути, шла о том, что теперь принято называть интерактивными экспозициями.

«Кроме того, именно Шеманский и Гейченко сочли, что Петергоф как нельзя лучше подходит для того, чтобы создать на его основе единый выставочный проект, который бы повествовал об истории императорской России, начиная с Петра I и заканчивая Николаем II, – рассказала хранитель музейных предметов I категории ГМЗ «Петергоф» Елена Бойцова. – Ведь здесь любили бывать все царствовавшие представители рода Романовых».
С финалом этой масштабной и смелой экспозиции, правда, вышла заминка.

Да, последний российский император тоже очень ценил эти места. Особенно находившуюся в парке «Александрия» Нижнюю дачу, где появился на свет его наследник. Но с началом Первой мировой войны Николай II и его семья переехали в Царское Село и в Петергофе больше не бывали.
«Получалось, что экспозиция лишалась главной смысловой точки, – делится Елена Бойцова. – Вот тогда Шеманскому и Гейченко и пришла идея, что неплохо было бы для музея выпросить у правительства тот самый вагон, в котором и произошло отречение царя».

Цвет историй – синий-синий

Предложение нашло поддержку в верхах, причем просьба музейщиков оказалась даже слегка перевыполненной.

В 1929 году Народный комиссариат путей сообщения предоставил музею в Петергофе сразу два вагона из личного императорского поезда: тот, где были личные кабинеты-опочивальни императора и императрицы, и вагон-столовую, который во время Первой мировой использовался для штабных совещаний. В нем и было подписано отречение от трона.

Вагоны были в хорошем состоянии, их опечатали, ими никто не пользовался.

Так что кочующая по Сети информация, что в них Лев Троцкий разъезжал по фронтам Гражданской войны, является, судя по всему, лишь легендой.
Изначально этот состав, построенный в 1896 году, имел семь вагонов. Но в 1902 году их уже насчитывалось десять: помимо двух указанных в поезде были детский вагон, великокняжеский, свитский, служебный, кухня, вагон для прислуги, багажный и мастерская.

В этом поезде семья Николая II совершала все поездки по России. В случае необходимости его можно было переставить на европейскую (более узкую) колею путем замены колесных тележек.

Вагоны были окрашены в синий цвет с золоченой обводкой на швах. Между окнами размещались чеканные бронзовые золоченые гербы. Что касается внутреннего убранства, то стеновые панели, потолки и мебель были изготовлены из полированного дуба, ореха, белого и серого бука, клена и карельской березы.

Полы были покрыты линолеумом и застланы коврами.

55 из 1000

Весной 1930 года возле станции Новый Петергоф можно было увидеть поистине удивительную картину: от железнодорожной ветки прямо через близлежащий парк медленно перекатывались два вагона, под колеса которых рабочие подкладывали рельсы.

Вагоны установили в парке «Александрия», у развилки аллей недалеко от шоссе. Около них соорудили специальную платформу, а также возвели два деревянных павильона, где развернулась экспозиция, посвященная истории царского поезда, Первой мировой войне, а также обстоятельствам отречения императора Николая II и его судьбе. Внутреннее убранство самих же вагонов было дополнено некоторыми вещами из Нижней дачи.

«В мае 1930 года новая выставка была открыта, – рассказывает Елена Бойцова. – Посещение вагонов и сопутствующей экспозиции находилось в связке с экскурсиями по любимому особняку Николая II в парке «Александрия». Эта выставка вызвала огромный интерес у посетителей. Мне встречались данные, что Нижняя дача вообще была в то время одним из самых посещаемых дворцов в Петергофе».

После 22 июня 1941 года речь о музейно-экскурсионной работе, разумеется, уже не шла – главное теперь было спасти экспонаты. Правда, к новой экспозиции это относилось в самую последнюю очередь.

После Великой Отечественной войны из почти тысячи предметов и мемориальных вещей, составлявших внутреннее убранство вагонов, в фондах музея-заповедника «Петергоф» сохранилось всего 55 предметов. Среди них – письменные принадлежности, мебель и предметы обстановки. Сам же выставочный комплекс в ходе боев и во время оккупации был уничтожен: платформа и здания полностью сгорели, а от самих вагонов остались лишь остовы. Своим горестным видом они напоминали о минувшей трагедии в течение еще девяти лет.

«Были, конечно, надежды, – делится Елена Бойцова, – но в феврале 1954 года специальная комиссия Октябрьской железной дороги постановила, что вагоны пришли в состояние полной технической непригодности и не подлежат восстановлению». И летом того же года, согласно распоряжению управления культуры исполкома Ленгорсовета, их остатки были утилизированы.

Нижняя дача тоже была полностью разрушена в войну, но по крайней мере сегодня есть планы по ее восстановлению.

А вот о существовании ее своеобразного «прицепа» в виде уникальных вагонов и сопутствующей экспозиции нынешним посетителям парка «Александрия», к сожалению, теперь уже ничего не напоминает.